Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу n А32-12925/2008. Изменить решениеПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-12925/2008 03 июля 2009 г. 15АП-4797/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2009 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шимбаревой Н.В. судей Е.В. Андреевой, Л.А Захаровой при ведении протокола судебного заседания председательствующим Шимбаревой Н.В. при участии: от заявителя: в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом от заинтересованного лица: Мирошникова Н.Е. (доверенность № 05/2009/258 от 17.06.2009 г.), Терентьева Ю.В. (доверенность № 259-05/2009 от 22.06.2009 г.) от третьих лиц: в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Международный аэропорт Сочи" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 апреля 2009 года по делу № А32-12925/2008-33/254 по заявлению ОАО "Международный аэропорт Сочи" к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России №8 по Краснодарскому краю при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю о признании недействительным решения принятое в составе судьи Диденко В.В. УСТАНОВИЛ: ОАО «Международный аэропорт Сочи», г. Сочи (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом произведенных в порядке статьи 49 АПК РФ уточнений) о признании недействительным решения МРИ ФНС России №8 по Краснодарскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) №19-29/6 от 14.05.08 г. в части взыскания НДС за 2005 г. – 1837971 руб., НДС за 2006 г. – 1659897 руб., в общей сумме НДС – 3497868 руб., пени по НДС – 866012,94 руб., штраф по НДС – 714165 руб.; в части взыскания налога на прибыль в федеральный бюджет – 1288199 руб., краевой бюджет – 3465187 руб., всего налог на прибыль – 4753386 руб., пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет – 180776,21 руб., пени по налогу на прибыль в краевой бюджет – 453311 руб., штраф по налогу на прибыль в федеральный бюджет – 121830 руб., штраф по налогу на прибыль в краевой бюджет – 327395 руб. Решением суда от 07 апреля 2009 года в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что при сдаче в аренду федерального имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация, а не арендатор имущества. Доход от сдачи в аренду федерального имущества, дожжен быть включён при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль организацией в составе внереализационных доходов. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в соответствии со ст. 122 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Не согласившись с принятым решением, ОАО "Международный аэропорт Сочи" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что договоры аренды федерального имущества были заключены с согласия Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по г. Сочи. Арендаторы правомерно являлись налоговыми агентами по уплате в бюджет НДС от арендных платежей, поэтому доначисление налога ОАО «Международный аэропорт Сочи» является необоснованным. Податель жалобы также указывает на то, что суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду объектов недвижимого имущества, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения, перечислялись в доход федерального бюджета в полном объёме. Фактически заявитель не получал никаких доходов от сдачи имущества в аренду. В отзыве на апелляционную жалобу налоговая инспекция просит решение суда от 07 апреля 2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились. Представители налоговой инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, МРИ ФНС России №8 по Краснодарскому краю проведена выездная налоговая проверка ОАО «Международный аэропорт Сочи» по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.05 г. по 31.12.06 г., по налогу на доходы физических лиц за период с 01.04.05 г. по 31.05.07 г. По результатам проверки налоговым органом составлен акт №19-14/5 от 10.04.08 г., которым установлена неполная уплата НДС в сумме 24735883 руб., в т.ч. за 2005 г. – 7643959 руб., за 2006 г. – 17091924 руб., неполная уплата налога на прибыль в сумме 5011436 руб., в т.ч. за 2005 г. – 2507261 руб., в т.ч. федеральный бюджет – 679050 руб., региональный бюджет – 1828211 руб., за 2006 г. – 2504175 руб., в т.ч. федеральный бюджет – 678214 руб., региональный бюджет – 1825961 руб.; неполная уплата взносов на обязательное пенсионное страхование – 197369,32 руб., неполная уплата ЕСН в сумме 364666,69 руб. 05.05.08 г. налоговый орган направил в адрес Общества Уведомление о вызове на 14.05.08 г. на рассмотрение материалов по выездной налоговой проверке. 14.05.08 г. в присутствии представителей налогоплательщика были рассмотрены возражения ОАО «Международный аэропорт Сочи», о чем составлен протокол (л.д. 48 т. 8). 14.05.08 г. налоговым органом принято решение №19-29/6 о привлечении ОАО «Международный аэропорт Сочи» к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в федеральный бюджет в сумме 121830 руб., налога на прибыль в региональный бюджет в сумме 327395 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в сумме 714165 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН (ПФ) в сумме 56419 руб., ЕСН (ФСС) – 8685 руб., ЕСН (ФФОМС) – 2638 руб., ЕСН (ТФОМС) – 5191 руб.), по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок документов в количестве 11 шт. – в сумме 550 руб., по ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление удержанных сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом в сумме 8747018 руб. Налогоплательщику предложено уплатить налоги в размере 8813290,01 руб., в т.ч. НДС – 3497868 руб., налог на прибыль – 4753386 руб., ЕСН – 364666,69 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 197369,32 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в размере 1608808,87 руб. Основанием для доначисления налоговым органом НДС в сумме 3497868 руб. послужило следующее. Как следует из материалов налоговой проверки, в 2005-2006 г. ФГУП «Аэропорт Сочи» (правопредшественником ОАО «Международный аэропорт Сочи) не учитывались доходы от сдачи в аренду федерального имущества, находящегося у него на праве хозяйственного ведения. Внереализационные доходы от сдачи федерального имущества в аренду за 2005 г. составили 10210948 руб. В 2006 г. внереализационные доходы от сдачи федерального имущества в аренду составили 9221652 руб. Налогоплательщиком не включены в налоговую базу по НДС платежи от сдачи в аренду федерального имущества в 2005 г. в сумме 10210948 руб., в связи с чем неуплата НДС составила 1837971 руб., в 2006 г. – 9221652 руб., неуплата НДС составила 1659897 руб. Основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 4753386 руб. послужило следующее. В 2005 г. ФГУП «Аэропорт Сочи» (правопредшественником ОАО «Международный аэропорт Сочи) не учитывались доходы от сдачи в аренду федерального имущества, находящегося у него на праве хозяйственного ведения, внереализационные доходы от сдачи федерального имущества в аренду за 2005 г. составили 10210948 руб. Налогоплательщиком неправомерно в налоговую базу за 2005 г. включены доходы прошлых лет в сумме 35605 руб. и расходы, уменьшающие налоговую базу на 271580 руб., в результате чего налоговая база за 2005 г. занижена на 10446923 руб., неуплата налога составила 2507261 руб. В 2006 г. внереализационные доходы от сдачи федерального имущества в аренду составили 9221652 руб. и неправомерное включение в расходы за 2006 г. расходов 2005 г. в сумме 137205 руб., в результате чего налоговая база за 2006 г. занижена на 9358857 руб., неуплата налога составила 2246125 руб. Не согласившись с принятым решением, общество, в порядке ст. 137, 138 АПК РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании решения МРИ ФНС России №8 по Краснодарскому краю от 14.05.08 г. №19-29/6 в части доначисления НДС в сумме 3497868 руб., пени по НДС – 866012,94 руб., штрафа за неуплату НДС в сумме 714165 руб., налога на прибыль в сумме 4753386 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 634087,21 руб., штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 449225 руб. Удовлетворяя апелляционную жалобу в части, апелляционная коллегия руководствовалась следующим. В силу ст. 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно пункту 2 статьи 299 ГК РФ доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, поступают в хозяйственной ведение предприятия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами, для приобретения права собственности. Как следует из содержания п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В соответствии с положениями ст. 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Согласно пункта 3 Определения Конституционного суда РФ от 02.10.2003 г. №384-О при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения (статья 294 ГК Российской Федерации) или оперативного управления (статья 296 ГК Российской Федерации), исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость осуществляют указанные организации. Порядок уплаты налога на добавленную стоимость, установленный пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т.е. составляющего государственную казну (абзац второй пункта 4 статьи 214 ГК Российской Федерации), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Отсюда следует, что при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, т.е. арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. По договорам аренды федерального и муниципального имущества, заключенным между арендатором и балансодержателем – унитарным предприятием, которое не относится к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, минуя органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, уплату НДС в бюджет осуществляют балансодержатели – унитарные предприятия. Соответственно у организации – арендатора не возникает обязанностей налогового агента по НДС. При этом, сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендатором арендодателю – балансодержателю за оказанные услуги по предоставлению в аренду имущества, который, являясь налогоплательщиком – арендодателем, производит в общеустановленном порядке исчисление Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу n А53-23851/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|