Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу n А32-3206/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/аПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-3206/2009 03 июля 2009 г. 15АП-3815/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2009 г.. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Н. судей Гуденица Т.Г., Смотровой Н.Н. при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей, при участии: от ЗАО "Тандер": Филичевой И.Р., доверенность от 13.06.2009 выдана до 31.12.2009, паспорт серии 60 03 № 660029 выдан ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону 08.02.2003, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2009 года по делу № А32-3206/2009 по заявлению Агентства государственной поддержки обрабатывающих производств и развитию торговли Республики Калмыкия к заинтересованному лицу - закрытому акционерному обществу "Тандер" об аннулировании лицензии, разрешающей осуществление розничной продажи алкогольной продукции на магазин «Магнит», принятое судьёй Руденко Ф. Г., УСТАНОВИЛ: Агентство государственной поддержки обрабатывающих производств и развитию торговли Республики Калмыкия (далее – агентство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к закрытому акционерному обществу "Тандер" (далее – ЗАО «Тандер», общество) об аннулировании лицензии разрешающей осуществление розничной продажи алкогольной продукции на магазин «Магнит», находящийся по адресу: Республика Калмыкия, г.Лагань, ул.Баташова, д.40. Заявление мотивировано письмом администрации Лаганского городского муниципального образования, сообщившей, что выданную ими ранее справку от 05.12.2008 года о ненахождении магазина «Магнит» на прилегающей территории, в которой запрещается реализации алкогольных напитков, следует считать недействительной. Решением суда от 31 марта 2009 года требования удовлетворены. Со ссылкой на часть 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ, суд указал на нарушение обществом лицензионного требования, выразившегося в нахождении магазина «Магнит» на расстоянии, где не допускается торговля алкогольной продукцией – 24 м от ДОУ «Тополек», что следует из справки администрации Лаганского городского муниципального образования. Не согласившись с указанным выводом, ЗАО "Тандер" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило его отменить, ссылаясь на то, что прилегающие территории, на которые указывает статья 16 Федерального закона от 22.11.1995 года №171-ФЗ, как места, в которых запрещается реализация алкогольной продукции, строго определены. Порядок определения прилегающих территорий, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27.06.2005 года №184, содержит расширительный список учреждений, на прилегающей территории к которым запрещена розничная торговля алкогольной продукции, вводя дополнительные ограничения, что недопустимо, при этом пункт 3 и 4 Порядка противоречат друг другу. Письмо администрации от 23.12.2008 года устанавливает расстояние в 24 метра до ДОУ «Тополек», которое не является ни местом массового скопления граждан, ни местом нахождения источников повышенной опасности. В судебном заседании представитель ЗАО «Тандер» поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, дополнительно сославшись на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2009 года дело №18-Г09-2, где признан недействующим пункт 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 25 июля 2007 года №1290КЗ по мотиву введения указанным законом дополнительных ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции в виде установления лишь одного из критериев – расстояния до ближайшей точки границы территории, на которой расположены социально значимые объекты, до ближайших дверей торгового объекта. Кроме того, представитель указал на отсутствие в законе таких оснований аннулирования лицензий, как признание недействительной справки органом, выдавшим эту справку. Агентство, будучи надлежаще извещено о месте и времени судебного заседания, участия в деле не приняло. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие указанного лица. Апелляционная жалоба рассматривается судом в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 12.12.2008 года на основании заявления общества «Тандер» агентством была выдана лицензия №906-291 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции всего ассортимента на объект – магазин «Магнит» Республика Калмыкия, Лаганский район, г.Лагань, ул.Баташова, 40. Выдаче лицензии предшествовало предоставление комплекта документов, в том числе справки от 05.12.2008 года №237, согласно которой магазин «Магнит» по указанному адресу не находится на прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции или спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 г. №171 ФЗ. 15.12.2008 года администрация сообщила о том, что ранее выданная ранее справка считается недействительной, так как при возникшей необходимости были произведены инструментальные обмеры расстояния от здания магазина «Магнит» и ДОУ «Тополек», которые подтвердили, что магазин находится на территории, где не допускается розничная продажа алкогольной продукции, что послужило основанием обращения агентства в суд. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из достаточности указанного документа для решения об аннулировании лицензии. Суд апелляционной инстанции полагает следующее. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных и медицинских организациях; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях; несовершеннолетним; без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 3 указанной статьи не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Из системного толкования норм частей 2 и 3 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ следует, что нормативное регулирование запрета установлено в части 2 в отношении розничной продажи любой алкогольной продукции, в части 3 в отношении розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, с определением в той и другой норме самостоятельного круга объектов, продажа в которых алкоголя запрещена. Следовательно, Федеральный закон не содержит исчерпывающего перечня мест массового скопления граждан, к которым могут относиться и детские учреждения, а соответственно, прилагающие к ним территории, довод апелляционной жалобы на этот счет не может быть принят во внимание. Вместе с тем, Порядком определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждены на территории Республики Калмыкия Правительством Республики Калмыкии, а не законодательным органом республики (постановление Правительства Республики Калмыкия от 27 июня 2005 года №184). Далее, установив указанный Порядок, в его пункте 3 Правительство Республики Калмыкия определило, что прилегающая территория определяется по прямой линии путем установления органами местного самоуправления расстояния в метрах от границ (ограждений) земельных участков, предоставленных в установленном законодательством порядке, для размещения объектов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, т.е. приняв во внимание единственный критерий, в то время как установление порядка определения прилегающих территорий предполагает определение критериев исходя из разных обстоятельств, в том числе наличия у указанных организаций обособленных, закрытых территорий. В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Следовательно, названный выше Порядок в части определения критериев прилагающих территорий не может применяться. Аналогичные выводы сделаны в определении Верховного суда Российской Федерации от 11.03.2009 года по делу №18-Г09-2 «Об отмене решения Краснодарского краевого суда от 26.11.2009 г.», где признан факт, что Законом Краснодарского края N 1290-КЗ введены дополнительные ограничения в сфере розничной продажи алкогольной продукции, установленные под видом порядка определения прилегающих территорий, и изложенное свидетельствует о противоречии федеральному законодательству пункта 2 статьи 6 оспариваемого Закона Краснодарского края и необходимости признания его недействующим. Далее, в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона №171 ФЗ Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. Орган местного самоуправления – администрация Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия не установила перечень прилегающих территорий применительно к данному муниципальному образованию, следовательно, имеет место правовая неурегулированность. В указанной ситуации наложение запретов на субъектов предпринимательской деятельности не имеет нормативного обоснования, как и мотивирование указанными запретами вопросов о наличии (отсутствии) оснований выдачи и аннулирования лицензий. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона №171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основания аннулирования указанной лицензии приведены в названной норме, однако агентство не указало, какое из них конкретно является основанием постановки указанного вопроса перед судом в рассматриваемом случае. Такое основание, как обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии, применено быть не может, поскольку касается документов лицензиата. В данном случае местная администрация признала недействительной собственную справку, что служить основанием аннулирования лицензии служить не может. Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что аннулирование лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц (пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"). Такое действие, как аннулирование лицензии, должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности и являться необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации, что в данном случае органом, обратившимся в суд, не доказано. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Краснодарского края апелляционная жалоба подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, апелляционная жалоба - удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31 марта 2009 года по делу № А32-3206/2009 отменить. В удовлетворении заявления Агентства государственной поддержки обрабатывающих производств и развития торговли Республики Калмыкия к ЗАО "Тандер" об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной ЗАО «Тандер» по адресу: Республика Калмыкия, г.Лагань, ул.Баташова, 40, от 12.12.2008 года отказать. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий Н.Н. Иванова Судьи Т.Г. Гуденица Н.Н. Смотрова Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу n А53-6154/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|