Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу n А32-18772/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-18772/2008 22 мая 2009 г. 15АП-3422/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2009 г. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Н. судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гермашевым А.Н., при участии: от УФАС по Краснодарскому краю Иващенко И.В., удостоверение № 5064, выдано 04 марта 2009 года, заместителя начальника юридического отдела, доверенность от 12.05.2009 г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крокус" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 марта 2009 года по делу № А32-18772/2008-23/210-09-33/7 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крокус" к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2008 года в части признания в действиях ООО "Крокус" факта нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принятое судьей Диденко В.В., УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "Крокус" (далее – ООО «Крокус», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – УФАС по Краснодарскому краю, антимонопольный орган) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2008 года в части признания в действиях ООО "Крокус" факта нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заявление мотивировано необоснованностью выводов антимонопольного органа о согласованных действиях ООО «Крокус» с другими участниками рынка. Решением суда от 16 марта 2009 года в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о доказанности согласованных действий участников товарного рынка автомобильного бензина. Не согласившись с указанными выводами, общество с ограниченной ответственностью "Крокус" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило его отменить, указывая, что ООО «Крокус» осуществляет свою ценовую политику независимо от действий других участников рынка; совпадение цен вызвано тем, что закупка осуществляется всеми участниками группы у одних поставщиков; в свою очередь, ООО «Крокус» имеет организационно-правовую форму, отличную от статуса индивидуального предпринимателя, что означает иные условия осуществления деятельности, в том числе иной состав расходов. Таким образом, действия ООО «Крокус» по установлению цены на ГСМ соответствует интересам только ООО «Крокус», представляет собой конфиденциальную информацию и не может быть заранее известно другим участникам рынка. В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган ссылается на необоснованность доводов общества. В судебном заседании представитель антимонопольного органа огласил довод на апелляционную жалобу. Общество, надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания, участия в нем не приняло. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителя общества. В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, на основании обращения администрации Отрадненского района по вопросу правильности формирования цен на ГСМ в Отрадненском районе, УФАС по Краснодарскому краю проведена проверка, по результатам которой принято решение о нарушении ООО «Крокус», ИП Цымбаловой В.А., ИП Ирицян В.Г., ИП СавченкоТ.Ю., ИП Королевой А.В., ИП Курдиной С.В. пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года №1235-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании розничных цен на бензин автомобильный марок А-76, Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо, реализуемые через АЗС, расположенные в МО Отрадненский район, на одном уровне в 2007 г., январе-апреле 2008 г. и выдано предписание о прекращении до 30.07.08 г. указанных нарушений путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции (установление различных цен на один и тот же вид топлива), несогласие с которым послужило основанием для обращения в суд. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях общества нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии с указанным законом запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок. В соответствии со статьей 8 Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год. В соответствии с постановлением п.2 Пленума ВАС РФ при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. Антимонопольный орган провел необходимый анализ товарного рынка и представил достаточные доказательства синхронности действий участников рынка, не имеющих под собой объективной причин. Так, в соответствии с пунктами 3,4 ,5 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.06 г. №108 (далее - Порядок), на основании определены продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, определен уровень концентрации товарного рынка с использованием собственных исследований и наблюдений, в результате чего продуктовые границы товарного рынка определены как розничная реализация двух товарных групп невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив: бензина автомобильного и дизельного топлива. Из бензинов автомобильных выделены подгруппы невзаимозаменямых бензинов марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95 по показателям незаменяемости по функциональному назначению и ценовым показателям. Географические границы товарного рынка определены как локальный рынок в пределах МО Отрадненский район, поскольку он характеризируется достаточной обособленностью и на нем сконцентрированы субъекты, постоянно продающие в его границах товара определенный товар. При этом в соответствии с Порядком указанный рынок обоснованно охарактеризован как рынок нефтепродуктов с высоким уровнем рыночной концентрации (рынок со слабо развитой конкуренцией), что позволило хозяйствующим субъектам легко отслеживать цены на указанном товарном рынке, ввиду малого числа указанных субъектов. Ссылки в апелляционной жалобе на тот факт, что общество осуществляет свою ценовою политику независимо от действий других участников, цены на топливо устанавливаются самостоятельно, экономически обосновано и соответствуют только интересам ООО «Крокус», не могут быть приняты во внимание. Проведенный антимонопольным органом анализ хозяйственной деятельности субъектов товарного рынка розничной реализации нефтепродуктов в географических границах МО Отрадненский район выявил различные экономические факторы, влияющие на формирование цен каждого из них: различный уровень оптовых цен поставщиков, коммерческих расходов (издержек, транспортные расходы, обязательные платежи (налоги, сборы). При этом цены сравнивались «очищенные» от налога на добавленную стоимость, т.е. не зависящие от того, с НДС (организацией) или без него (индивидуальным предпринимателем) закупались нефтепродукты. На момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствовали факторы рыночной среды, которые могли бы привести к одновременному повышению цен и поддержанию их на одном уровне (например, наличие дефицита на рынке нефтепродуктов, изменения в налоговом законодательстве). В свою очередь, податель жалобы, на котором в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит обязанность доказывания своих возражений, не представило в материалы дела доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что причиной одновременного повышения розничных цен на бензин и дизельное топливо до одинакового уровня явились внешние (экономические) по отношению к продавцам предпосылки. ООО «Крокус» в апелляционной жалобе указывает, что цены на топливо устанавливаются в основном централизовано по всем АЗС, принадлежащим ООО «Крокус», расположенным еще и в г.Армавире, г.Новокубанске, г.Кропоткине. Однако по сведениям представленным ООО «Крокус» Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, ООО «Крокус» имеет АЗС в г. Армавире, при этом цены на нефтепродукты при реализации их в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на территории МО г. Армавир отличались от цен реализации в МО Отрадненский район, что учел суд первой инстанции Следовательно, вывод суда о том, что каждый из хозяйствующих субъектов может отслеживать действия другого хозяйствующего субъекта (информация о ценах на АЗС, на которых осуществляется розничная реализация нефтепродуктов, публична) и взаимно влиять друг на друга, и повторное поведение достигается без какого-либо письменного соглашения, поскольку является прямым следствием осознания субъектами рынка влияния одного на другое и приводит к устранению конкурентных отношений (отсутствию ценовой состязательности) между ними, обоснован. При таких обстоятельствах решение и предписание обоснованно признаны судом первой инстанции соответствующими закону и не нарушающими права и законные интересы общества; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16 марта 2009 года по делу № А32-18772/2008-23/210-09-33/7 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Крокус" – без удовлетворения. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий Н.Н. Иванова Судьи С.И. Золотухина Т.И. Ткаченко Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу n А32-25916/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|