Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу n А53-4633/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-4633/2015 24 сентября 2015 года 15АП-12262/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года. Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2015 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н., при участии: от истца- Хомяковой А.В. по доверенности от 25.05.2015, от ответчика- Гончарова А.В. по доверенности от 28.10.2013 №161, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Кав-Транс» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2015 по делу № А53-4633/2015, принятое в составе судьи Маштаковой Е.А., по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к закрытому акционерному обществу «Кав-Транс» (ИНН 6167081657, ОГРН 1056167030226) при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью «Транс-Логистик Траст» (ИНН 7810260627, ОГРН 102780485696) о взыскании задолженности, УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к закрытому акционерному обществу «Кав-Транс» (далее – ЗАО «Кав-Транс», ответчик) о взыскании задолженности в размере 2447160,94 руб. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2015 исковые требования удовлетворены. ЗАО «Кав-Транс» обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, в иске отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ответчик, не являясь владельцем спорных вагонов, не имел полномочий распоряжаться чужой собственностью и осуществлять отправку не принадлежащих ему вагонов, а также оформлять какие-либо перевозочные документы для осуществления перемещения спорных вагонов с путей общего пользования станции Лихая. Простой вагонов произошел не по вине ответчика и по независящим от него причинам. Истцом необоснованно применен повышающий коэффициент 3,159 при расчете взыскиваемой суммы. В судебном заседании представитель ЗАО «Кав-Транс» апелляционную жалобу поддержал в полном объеме. Представитель ОАО «РЖД» апелляционную жалобу не признал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, правоотношения между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «Кав-Транс» (контрагент), связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, урегулированы соглашениями от 15.01.2013 о порядке расчета за услуги, оказываемые ЗАО «Кав-Транс» при подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Эксплуатационного вагонного депо при станции Лихая СКЖД. Пунктом 9 договора, стороны согласовали, что расчеты по соглашению производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов № 311/0109 от 19.01.2009, ЕЛС 1002008916, заключенного между контрагентом и ОАО «РЖД». Согласно абзацу 2 пункта 10.3. договора, за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 % от плат, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2. В сентябре 2013 года по железнодорожным накладным №№ ЭА766423, ЭА766347, ЭА766267, в адрес ответчика на станцию назначения Лихая СКЖД прибывали вагоны с грузом, после завершения выгрузки порожние вагоны простаивали в ожидании оформления перевозочных документов, для проведения ремонтных работ. После проведения указанных работ ответчик в адрес истца направил письмо № 23 от 21.02.2014 с просьбой выставить в том числе вагоны №№ 34153650, 34153643, 34153635 на станционные пути без оформления перевозочных документов. Факт и причина простоя вагонов №№ 34153650, 34153643, 34153635 зафиксированы в актах общей формы №№ 4/6726, 1/115. Причина простоя: «простой из-за отсутствия заготовки на оформление перевозочных документов». Ответчик отказался от подписи актов общей формы, данный факт зафиксирован актами общей формы №№ 1/908, 1/127. За время нахождения вагонов №№ 34153650, 34153643, 34153635 на путях общего пользование истец начислил плату за пользование вагонами на основании абзаца 2 пункта 10.3 соглашениями от 15.01.2013, которая составила 2447160,94 руб. (с НДС). В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге. В силу названной статьи Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Материалами дела подтверждается, что причина задержки – простой подвижного состава на путях станции из-за отсутствия заготовки на оформление перевозочных документов. Заключив с истцом соглашение от 15.01.2013, ответчик добровольно в соответствии с абзацем вторым пункта 10.3 возложил на себя обязательство по внесению ОАО «РЖД» платы вне зависимости от их принадлежности и от того, кто является отправителем порожних вагонов. Из представленного в материалы дела договора на плановые виды ремонта грузовых вагонов № 46-Р/2012 от 03.09.2012, заключенного между ответчиком и ООО «Транс-Логик Траст», усматривается, что подрядчик (ЗАО «КАВ-Транс») вправе потребовать от заказчика (ООО «Транс-Логик Траст») возмещения убытков, возникших по вине заказчика в связи с простоем грузовых вагонов заказчика на железнодорожных путях общего пользования на основании подтверждающих документов (п. 8.6). Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002№ 35/12 утверждены Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2). Пунктом 12 Тарифного руководства № 2 установлен порядок расчета платы за пользование вагонами не принадлежащими ОАО «Российские железные дороги». В пункте 12 Тарифного руководства № 2 указано, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах № 9 и № 10 Тарифного руководства. Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 № 14391/08, от 27.07.2010 № 4387/10 и от 18.10.2012 № 6424/12 указал, что Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта. Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Указанные постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также содержат вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана при условии принадлежности вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. В спорном случае предметом требования истца является плата за пользование вагонами только в части, относящейся к пользованию железнодорожным путем общего пользования, принадлежащим истцу, на котором находились задержанные по вине ответчика вагоны, не принадлежащие истцу. Принадлежность истцу путей общего пользования (инфраструктуры) ответчиком не оспаривалась. Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 по делу № ГКПИ-10-1331 указал, что в случае, если вагон не принадлежит перевозчику, то фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. Верховный Суд Российской Федерации в указанном решении также сделал вывод о том, что плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). С учетом позиции, нашедшей отражение в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу № ГКПИ-10-1331 и постановлениях от 10.03.2009 № 14391/08, от 27.07.2010 № 4387/10 и от 18.10.2012 № 6424/12 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 УЖТ РФ, включает пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (ОАО «РЖД») или только пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит. В письме № СН-2489/10 Федеральная служба по тарифам Российской Федерации указала, что в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка (принадлежащими перевозчику) Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу n А32-17989/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|