Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2008 по делу n А66-8248/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 марта 2008 года г. Вологда Дело № А66-8248/2007 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Носковой Р.В., при участии представителя Росфиннадзора Потапова В.Е. по доверенности от 11.12.2007 № 43-01-07-24/5044, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Селигер-Холдинг» на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 января 2008 года по делу № А66-8248/2007 (судья Перкина В.В.), у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «Селигер-Холдинг» (далее – ЗАО «Селигер-Холдинг», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор) о признании незаконным и отмене решения от 22.11.2007 № 43-00-07/95Р, которым постановление Территориального управления Росфиннадзора от 21.06.2007 № 67 о назначении ЗАО «Селигер-Холдинг» административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) изменено в части наказания и обществу назначен штраф в размере 40 000 руб. Решением Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2008 по делу № А66-8248/2007 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. ЗАО «Селигер-Холдинг» с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что несвоевременное представление уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций (справки о подтверждающих документах), не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку указанные документы не относятся к формам учета и отчетности. Росфиннадзор в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с доводами, изложенными в ней. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы общества отказать. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Росфиннадзора поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда – отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее – управление Росфиннадзора) проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства и актов органов валютного регулирования при исполнении контракта от 02.05.2006 № 30, заключенного с индивидуальным предпринимателем Сергеевой П.Л. (Республика Казахстан) на поставку торфяного грунта и удобрения согласно спецификациям на общую стоимость 1 300 000 руб. Проверкой установлено несоблюдение ЗАО «Селигер-Холдинг» порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям при исполнении данного контракта. В ходе проверки установлено, что обществом в филиале № 8607 Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации (ОАО) – Тверское отделение зарегистрирован и принят на обслуживание паспорт сделки № 06060008/1481/1527/1/0. Дата завершения исполнения обязательств по контракту от 02.05.2006 – 31.12.2007 согласно паспорту сделки. В рамках исполнения данного обязательства обществом с таможенной территории Российской Федерации вывезен товар общей стоимостью 415 662 руб. 40 коп. по ГТД 10115062/210606/0002898. Общество 09.08.2006 представило в уполномоченный банк – филиал № 8607 АК СБ РФ (ОАО) – Тверское отделение справку о подтверждающих документах по паспорту сделки № 06060008/1481/1527/1/0 с приложением подтверждающего документа. Установив данный факт, управление Росфиннадзора пришло к выводу о том, что ЗАО «Селигер-Холдинг» нарушило срок представления справки о подтверждающих документах, определенный положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение № 258-П). По мнению Росфиннадзора, обществу следовало представить справку и копию подтверждающего документа не позднее 15.07.2006, фактически документы представлены только 09.08.2006, то есть позже установленного срока на 24 календарных дня. По факту проверки управление Росфиннадзора возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Государственным инспектором отдела финансового контроля по надзору в области экономики, целевых программ, внебюджетных фондов и валютного контроля управления Росфиннадзора 14.06.2007 составлен протокол № 58 об административном правонарушении. Рассмотрев материалы об административном правонарушении, руководитель управления Росфиннадзора 21.06.2007 вынес постановление № 67 о привлечении ЗАО «Селигер-Холдинг» к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, которым назначил обществу наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб. Не согласившись с данным постановлением управления Росфиннадзора от 21.06.2007 № 67, общество обжаловало его в вышестоящий орган – Федеральную службу финансово-бюджетного надзора г. Москва. Решением Росфиннадзора от 22.11.2007 № 43-00-07/95Р, вынесенным заместителем руководителя, указанное постановление изменено в части наказания; обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. Не согласившись с указанным решением Росфиннадзора, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества, пришел к выводу о наличии в его действиях события и состава вмененного ему административного правонарушения. Частями 4 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ уполномочены составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля, а в силу пункта 3 части 2 статьи 23.60 КоАП РФ руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители – рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой. В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Из приведенной нормы следует, что ответственность по данной статье наступает за несоблюдение установленных порядка или сроков представления именно форм учета и отчетности по валютным операциям, а не документов и информации по ним. Ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления документов и информации по валютным операциям не предусмотрена. Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Федерального закона. Пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ определено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, – Правительством Российской Федерации; для представления уполномоченным банкам – Центральным банком Российской Федерации. Указанный порядок в настоящее время установлен Банком России в Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И) и Положением № 258-П. К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции № 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации. Таким образом, в спорный период нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты Российской Федерации, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям. Объективной стороной вмененного ЗАО «Селигер-Холдинг» правонарушения является несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям. В протоколе об административном правонарушении отражено, что обществом нарушены сроки представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк. В связи с тем, что из названных нормативно-правовых актов следует, что справка о подтверждающих документах не относится к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, вывод Росфиннадзора и суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является ошибочным. Ссылку Росфиннадзора на пункт 1.3 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж», согласно которому справка о подтверждающих документах отнесена к форме учета по валютным операциям, суд апелляционной инстанции находит несостоятельной. Данное Указание вступает в силу с 27.01.2008, не имеет обратной силы и не применяется к возникшим до 27.01.2008 спорным отношениям. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Тверской области от 31.01.2008 не соответствует нормам материального права, подлежит отмене. Каких-либо нарушений норм процессуального права, допущенных судом первой инстанции, апелляционной инстанцией не установлено. Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 января 2008 года по делу № А66-8248/2007 отменить. Признать незаконным решение Федеральной службы финансово-бюджетного надзора г. Москва от 22 ноября 2007 года № 43-00-07/95Р и отменить его полностью. Председательствующий Н.С. Чельцова Судьи Н.В. Мурахина Н.Н. Осокина Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2008 по делу n А13-9680/2007. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст. »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|