Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2008 по делу n А05-9413/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

А05-9413/2007

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 марта 2008 года

г. Вологда

Дело № А05-9413/2007 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н., Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоканал» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2007 года по делу № А05-9413/2007 (судья Козьмина С.В.),

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (далее – управление, УПФ РФ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – предприятие, МУП «Водоканал») 299 руб. задолженности по страховым взносам за 4 квартал 2006 года и пеней в сумме     73 609 руб. 63 коп..

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29.11.2007 по делу № А05-9413/2007 взыскано с МУП «Водоканал» в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 51 747 руб. 11 коп., в том числе: 299 рублей основной задолженности и 51 448 руб. 11 коп. пеней, а также в доход федерального бюджета 1902 руб. 49 коп. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.

Предприятие с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на то, что со дня введения процедуры банкротства – наблюдение, требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок которых уже наступил к этому моменту, могут предъявляться к должнику только в рамках дела о банкротстве.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает изложенные в ней доводы необоснованными. Просит жалобу предприятия оставить без удовлетворения, а решение - без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба предприятия подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 29.08.2007 по делу № А05-8585/2007 принято к производству заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании МУП «Водоканал» несостоятельным (банкротом), определением от 17.09.2007 в отношении предприятия введена процедура наблюдения.

До введения процедуры наблюдения управление направило предприятию требование № 2007-ЮЛ-4/28 по состоянию на 08.05.200, которым предложило в срок до 29.06.2007 в добровольном порядке уплатить 604 947 руб. 63 коп., в том числе 531 338 руб. задолженности по страховым взносами, 73 609 руб.        63 коп. пеней.

Поскольку предприятие требование исполнило частично, то управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании 73 908 руб. 63 коп., в том числе: 299 руб. задолженности по страховым взносам за 4 квартал          2006 года и 73 609 руб. 63 коп. пеней в принудительном порядке.

Судом первой инстанции ошибочно рассмотрены требования УПФ РФ без учета того, что обязанность по уплате страховых взносов возникала у предприятия до принятия заявления о признании его банкротом и введения в отношении него процедуры  наблюдения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.     Порядок и сроки уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

В соответствии со статьей 23 названного Закона расчетным периодом является  календарный год.

Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ определено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 названного Закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 вышеуказанного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или  иные документы, подтверждающие факт представления расчета в налоговый орган.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно статье 26 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

В данном случае заявленные управлением к взысканию с предприятия страховые взносы начислены за 2006 год  и  пени за просрочку ежемесячных авансовых платежей за октябрь, ноябрь, декабрь 2006 года.

В силу статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ                 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон                      от 26.10.2002     № 127-ФЗ) взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ под текущими платежами в деле о банкротстве понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Согласно пункту 2 указанной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25) даны разъяснения по квалификации требований по обязательным платежам, согласно которым при применении положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002  № 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.

По настоящему делу дата возникновения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год  наступила до принятия заявления о признании должника банкротом (29.08.2007) и введения в отношении него процедуры наблюдения (17.09.2007).

При таких обстоятельствах требование управления не является текущим и подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Поскольку основное требование об уплате задолженности по страховым взносам не является текущим, то и требование об уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Не принимается во внимание ссылка УПФ РФ на пункт 15 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25, так как в указанном пункте даны разъяснения применения Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства.

В силу пункта 4 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с Федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, требование управления - оставлению без рассмотрения.

Поскольку апелляционная жалоба предприятия удовлетворена, а УПФ РФ от уплаты госпошлины освобождено, госпошлина, уплаченная предприятием по платежному поручению от 12.12.2007 № 172, подлежит возврату из федерального бюджета на основании статей 104, 110 АПК РФ, пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь пунктом 4 статьи 148, статьями 104, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября      2007 года по делу № А05-9413/2007 – отменить.

Требования государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Водоканал» недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год в сумме 299 рублей и пеней в сумме 73 609 рублей 63 копеек оставить без рассмотрения.

Возвратить муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 12.12.2007 № 172.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Н.Н. Осокина

Н.С. Чельцова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу n А05-7939/2007. Изменить решение  »
Читайте также