Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2008 по делу n А52-4533/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 06 марта 2008 года г. Вологда Дело № А52-4533/2007 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Псковвтормет» Дроздовой О.В. по доверенности от 20.12.2007 № 01279, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2007 года по делу №А52-4533/2007 (судья Радионова И.М.),
у с т а н о в и л: открытое акционерное общество «Псковвтормет» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным 01.11.2007 (том 1, лист 7), к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительными пункта 2 решения от 09.10.2007 № 2623-16-01/6729 и пункта 2 решения № 1460-16-01/6730 о возложении на инспекцию обязанности по возмещению обществу налога на добавленную стоимость в размере 4 067 692 руб. по налоговой декларации за апрель 2007 года. Решением суда от 26 декабря 2007 года заявленные требования общества удовлетворены полностью, оспариваемые ненормативные акты в обжалуемой части признаны незаконными. Инспекция обязана в срок до 26.01.2008 принять решение о возмещении обществу налога на добавленную стоимость в размере 4 067 692 руб. по декларации за апрель 2007 года. С инспекции в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в сумме 35 838 руб. 46 коп. Инспекция с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит суд его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Считает отказ в применении налоговых вычетов законным ввиду недостоверного наименования грузоотправителя в счетах-фактурах. Исправления в счетах-фактурах не могут служить основанием для вычетов, так как они не заверены подписью руководителя и печатью продавца, запись об аннулировании неправильно оформленных счетов-фактур в книгу покупок не внесена, вычеты по исправленным документам должны производиться в периоде их исправления. Кроме того, указывает на излишнее предъявление вычета в сумме 14 259 руб. по общехозяйственным расходам, поскольку они не связаны с экспортными операциями, заявленными в декларации за апрель 2007 года. Общество в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав представленные доказательства, проверив решение суда первой инстанции в порядке статей 266 - 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции. Как видно из материалов дела, 21.05.2007 общество представило в инспекцию декларацию по НДС за апрель 2007 года с приложением документов, подтверждающих налоговые вычеты и обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям. В декларации общество заявило к возмещению из бюджета НДС в сумме 44 003 332 руб., в том числе 583 руб. с операций на внутреннем рынке (раздел 3), 44 002 749 руб. вычетов, связанных с экспортной реализацией (раздел 5) (том 1, листы 36-42). По результатам камеральной проверки налоговый орган подтвердил правильность отражения обществом реализации товаров (работ, услуг), включая экспортную. Однако признал размер налоговых вычетов завышенным. Выводы инспекции зафиксированы в акте от 03.09.2007, на основании которого и с учетом возражений налогоплательщика приняты решения от 09.10.2007 № 2623-16-01/6729 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и от 09.10.2007 № 1460-16-01/6730 «О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению». В связи с предоставлением данной налоговой декларации инспекцией провела камеральную проверку, по результатам которой составлен акт от 03.09.2007 (том 1, листы 12-13), установлено завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за апрель 2007 года, в сумме 12 377 637 руб. В пунктах 2 названных решений обществу отказано в возмещении НДС в размере 4 067 692 руб., из них 1 168 357 руб. 77 коп. вычетов, заявленных по счетам-фактурам ООО «Союз Леспром» и ЗАО «Лортэк», оформленных с нарушением установленных требований, 3 362 643 руб. 49 коп. (в том числе 14 259 руб. по общехозяйственным расходам) вычетов, относящихся к операциям по реализации товаров, по которым применение нулевой ставки подтверждено в более ранние периоды (август 2006 года – март 2007 года). Общество в обоснование своих возражений указало на необоснованность отказа в возмещении НДС наличием надлежащим образом оформленных счетов-фактур, в которые внесены изменения, разрешенные действующим законодательством и не повлекшие создание нетождественных документов и изменения в них существенных данных. Считает, что у общества возникло право на налоговый вычет в апреле 2007 года по счетам-фактурам, оформленным в более ранние налоговые периоды по причине их несвоевременного получения обществом от организаций-поставщиков, что подтверждается записями в журнале полученных счетов-фактур. Условия реализации налогоплательщиком права на налоговые вычеты закреплены в статьях 171-173 НК РФ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в установленном порядке, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Основанием для предоставления налоговых вычетов в силу пункта 1 стаьти172 НК РФ являются счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога. В соответствии со статьей 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода, как разница между общей суммой налога, исчисленной в виде соответствующей налоговой ставке процентной доли налоговой базы, и суммой налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ. Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке статьи 176 НК РФ. Следовательно, для подтверждения права на налоговый вычет налогоплательщик обязан доказать факт принятия к учету приобретенных товаров (работ, услуг), уплату налога поставщику и представить счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ. При этом указанные вычеты в отношении экспортных операций производятся только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Документы, на которые ссылается налогоплательщик, должны достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми действующее законодательство связывает налоговые последствия. Признавая неправомерным предъявление обществом к вычету НДС, уплаченного поставщикам ООО «Союз Леспром» и ЗАО «Лортэк» (приложение № 1 к акту проверки (том 2, листы 111-116), инспекция указала, что в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах наименование грузоотправителей не соответствует их наименованию в железнодорожных накладных. Однако, как правильно установлено судом первой инстанции и не оспаривается инспекцией, общество представило в налоговый орган исправленные счета-фактуры, содержащие достоверную информацию о грузоотправителях, до вынесения обжалуемых обществом решений (том 1 листы 17,18, 29, том 2, листы 98-109, том 3, листы 7-10). Статья 169 НК РФ не содержит запрета на внесение исправлений в неправильно оформленные счета-фактуры или на замену их путем оформления в установленном порядке. Исправления, внесенные обществом в счета-фактуры, а именно их переоформление, не привели к изменению существенных условий для налогового органа в данных о наименовании товара, их количестве, стоимости, сумме НДС, предъявленной покупателю. Инспекцией, в том числе, не отрицаются факты приобретения обществом товара по спорным счетам-фактурам для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения, т.е. для дальнейшей реализации, оплаты товара, принятия их к учету и уплаты НДС поставщикам. С учетом изложенного довод инспекции о невозможности принятия представленных счетов-фактур с внесенными в них исправлениями по наименованию грузоотправителя правомерно не принят судом во внимание. Следовательно, отказ инспекции в возмещении обществу НДС по налоговой декларации за апрель 2007 года по данной позиции в размере 1 168 357 руб. 77 коп. неправомерен (в том числе НДС по второму основанию отказа в его возмещении – 364 309 руб. 26 коп.). В части отказа в возмещении НДС в сумме 3 263 643 руб. 49 коп. решение инспекции также является незаконным. Судом первой инстанции установлено, что налогоплательщик ошибочно включил указанные вычеты в раздел 5 декларации «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена», в то время как их следовало отразить в разделе 6 декларации «Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена». Однако данная ошибка не лишает общество права на возмещение НДС. Предъявление вычетов в более поздний период обусловлено несвоевременным получением обществом счетов-фактур от своих поставщиков, что подтверждается данными журнала учета. Нормами главы 21 НК РФ не установлено запрета на предъявление вычетов, связанных с экспортной реализацией, в более поздний период, чем период, в котором подтверждено применение ставки 0 процентов. Сумма вычета по общехозяйственным расходам в размере 14 259 руб. также включена в раздел 5 налоговой декларации за апрель 2007 года пропорционально доле реализации товаров на экспорт в общей сумме реализации в соответствии с учетной политикой общества, принятой 30.12.2005 приказом № 340/л (том 3, листы 61-71) и 29.12.2006 № 355/л (том 3, листы 52-60), что инспекцией не отрицалось. Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Пунктом 4 той же статьи налоговые органы наделяются правом истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Материалы налоговой проверки, согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа; в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. Налогоплательщик при производстве дела в налоговых органах имеет право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений пунктов 3 и 4 статьи 88 и пункта 1 статьи 101 НК РФ в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Это нашло отражение и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Инспекцией не выполнены в полной мере обязанности, возложенные на нее Налоговым Кодексом РФ. Обществу не предъявлены требования о даче каких-либо пояснений и (или) предоставления дополнительных документов, необходимых для правильного решения вопроса о возврате НДС. При таких обстоятельствах налоговый орган не вправе был отказывать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов (пункт 4 постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65). Апелляционная коллегия подтверждает выводы суда первой инстанции и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта. НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика. Следовательно, государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче апелляционной жалобы, по которой определением суда была предоставлена отсрочка, взыскивается с инспекции в федеральный бюджет. Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 26 декабря 2007 года по делу № А52-4533/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области – без удовлетворения. Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы. Председательствующий И.Н. Бочкарева Судьи Т.В. Виноградова О.Ю. Пестерева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2008 по делу n А44-3105/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|