Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по делу n А13-2191/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 июля 2009 года

Г. Вологда

Дело № А13-2191/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.

         Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Потеевой А.В. и        Тарасовой О.А.  при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,  

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» Сулимова Н.В., директора не основании протокола от 17.01.2006 № 1, от Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Власовой Е.В. по доверенности от 05.06.2009 № 12,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал»    на    решение    Арбитражного    суда   Вологодской   области   от  24 апреля 2009 года по делу № А13-2191/2009 (судья Парфенюк А.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – Общество, ООО «Водоканал») обратилось в Арбитражный суд Вологодской   области   с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), прекращении дела об административном правонарушении, признании незаконным предписания от 18.02.2009 № 11/15-58/09 об устранении нарушений законодательства в сфере гидротехнических сооружений.

Решением суда от  24 апреля 2009 года в удовлетворении требований отказано.

В связи с реорганизацией Управления по технологическому и экологическому надзору по Архангельской области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) путем преобразования в Северное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом произведена замена ответчика его правопреемником.

Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Не согласны с выводом суда о том, что эксплуатируемые  заявителем водозаборные сооружения озера Святое являются  гидротехническими сооружениями.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

         Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 30.01.2009 № 26ТУ в период с 16.02.2009 по 20.02.2009 проведено мероприятие по контролю за техническим состоянием гидротехнических сооружений (водозаборные сооружения озера Святое).

В ходе проверки установлено, что Общество арендует гидротехнические сооружения (водозаборные сооружения озера Святое), находящиеся в собственности Кирилловского муниципального района. При этом у ООО «Водоканал» отсутствует проектная документация, план противопаводковых и природоохранных мероприятий по безаварийной работе указанных гидротехнических сооружений, «Расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях», «План ликвидации (локализации) аварии на гидротехнических (водозаборных) сооружениях озера Святое и действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций». Персонал, отвечающий за гидросооружение, не имеет соответствующей квалификации.

По результатам проверки составлены акт от 18.02.2009, протокол об административном правонарушении  от 18.02.2009 № 135.

Обществу выдано предписание от 18.02.2009 № 11/15-58/09 об устранении нарушений законодательства в сфере гидротехнических сооружений.

Административный орган пришел к выводу о нарушении заявителем статей 8, 9, 15, 17, 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения».

Государственный инспектор Управления, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, вынес постановление от 02.03.2009, которым   ООО «Водоканал» признано виновным       в совершении административного правонарушения, предусмотренного                               статьей  9.2   КоАП РФ, и на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере  20 000 руб.

 Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Вологодской  области.

В соответствии со статьей 9.2 КоАП РФ нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, Общество эксплуатирует гидротехнические сооружения (водозаборные сооружения озера Святое), предназначенные для обеспечения водой, в том числе питьевой, жителей и иных потребителей города Кириллова Вологодской области.

Закон № 117-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В силу статьи 1 названного Закона его действие распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Согласно статье  3 Закона № 117-ФЗ под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Эксплуатирующая организация – это организация любой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Перечень гидротехнических сооружений, приведенный в статье 3 названного Закона, не является исчерпывающим и не препятствует отнесению тех или иных сооружений к сфере его деятельности.

По смыслу закона к гидротехническим сооружениям относятся любые сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии с ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» гидротехническим сооружением признается сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод; водозаборным сооружением – гидротехническое сооружение для забора воды   в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника.

Исходя из системного анализа приведенных положений закона и технических норм Арбитражный суд Вологодской области пришел к правильному выводу о том, что водозаборные сооружения озера Святое отвечают признакам гидротехнического сооружения, как комплекс гидротехнических сооружений, состоящий из оголовка с рыбозащитными сооружениями, самотечных линий, приемного колодца, всасывающих водоводов, а также насосной станции I подъема; повреждение указанных сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В силу статьи 9 Закона № 117-ФЗ в обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации входит обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечение разработки и своевременного уточнения критериев безопасности гидротехнического сооружения; систематический анализ причин снижения разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния аварии гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений установлены статьей 8 этого же Закона. В соответствии с названной нормой обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Согласно статье 15 Закона № 117-ФЗ риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. Условия и порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, регулируются федеральным законом.

В случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, на эксплуатирующую организацию возложена обязанность иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности (статья 17 Закона № 117-ФЗ).

 В соответствии с пунктами 2, 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - вероятный вред). Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

На основании статьи 14 Закона № 68-ФЗ  организации обязаны, в частности, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Факт использования Обществом водозаборных сооружений озера Святое заявителем не оспаривается, так же как и нарушение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений, указанных в протоколе об административном правонарушении от 18.02.2009 № 135.

Доказательств невозможности соблюдения заявителем названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Следовательно, выводы Управления о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей                       9.2 КоАП РФ, являются правильными.

Согласно статье 13 Закона № 117-ФЗ, Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, должностному регламенту, утвержденному руководителем Управления 16.10.2008,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по делу n А05-4716/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также