Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу n А05-10184/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 февраля 2008 года

г. Вологда

Дело № А05-10184/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Магановой Т.В., Осокиной Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

при участии от ответчика Садомеца Д.Б. по доверенности от 10.11.2006  № 43,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни Северо-Западного таможенного управления на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2007 года (судья Чурова А.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Северное морское пароходство»  (далее – общество, ОАО «СМП») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Архангельской таможне Северо-Западного таможенного управления (далее – Архангельская таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по принятию предписания о направлении в зону таможенного контроля запасных частей, указанных в накладной от 21.09.2007 № 030699.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.12.2007 по делу № А05-10184/2007 признаны незаконными, как противоречащие нормам Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), действия Архангельской таможни по принятию предписания о направлении в зону таможенного контроля ввезенных 06.10.2007 на теплоходе «Михаил Черемных» запасных частей, указанных в накладной от 21.09.2007 № 030699: хронометра кварцевого (1 шт.), 10-миллиметровых штуцеров (10 шт.), 10-миллиметровых уплотнителей колец (10 шт.). Кроме того, с Архангельской таможни в пользу ОАО «Северное морское пароходство» взыскано 2000 рублей государственной пошлины.

Архангельская таможня с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что, поскольку запасные части обществом закуплены в Германии и документов, подтверждающих принадлежность данных запасных частей судну, представлено не было, они не могут рассматриваться как неотъемлимая часть транспортного средства. В этом случае они являются товаром и подлежат перемещению под любой таможенный режим по выбору декларанта в порядке, предусмотренном главной 14 ТК РФ.

В судебном заседании представитель Архангельской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, своего представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя таможенного органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 06.10.2007 в порт Архангельск прибыл теплоход «Михаил Черемных», принадлежащий ОАО «СМП».

В соответствии с положениями статей 270 - 280 ТК РФ обществом представлены в таможенный орган необходимые документы, в том числе и генеральная (общая) декларация, в разделе 16 которой указаны запасные части и оборудование, находящиеся на борту суда согласно Журналу материального учета запасных частей.

Помещая судно под таможенный режим временного ввоза, Архангельская таможня отказала обществу в оформлении в том же порядке запасных частей, а именно: хронометра кварцевого (1 шт.), 10-миллиметровых штуцеров (10 шт.), 10-миллиметровых уплотнителей колец (10 шт.), и обязала заявителя направить их в зону таможенного контроля ПРР «Экономия», как таможенный груз, о чем проставила отметку в декларации.

Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО «СМП», правомерно исходил из следующего.

В соответствии с положениями статьи 270 ТК РФ транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза.

Согласно определению, данному в подпункте 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ, к транспортным средствам относятся также и их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках       горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Обществом представлены документы (техническая документация), свидетельствующие о том, что хронометр кварцевый, 10-миллиметровые штуцеры, 10-миллиметровые уплотнители колец  являются запасными частями, подлежащими установке на теплоходе «Михаил Черемных». Кроме этого, таможенным органом не оспаривается, что названные запасные части перевозились вместе с транспортным средством.

Таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования производится в упрощенном порядке в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или месте убытия с этой территории (пункт 1 статьи 279 ТК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 278 ТК РФ временно ввозимые запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства, подлежат полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как правильно в своем решении указал суд первой инстанции, по смыслу приведенной нормы права (в системном единстве с другими положениями ТК РФ) факт временного ввоза «предназначение» материального объекта (целевой критерий) является единственным условием для возникновения определенных правовых последствий.

Тот же критерий («предназначение» материального объекта) имеет юридическое значение и в силу Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.2001 № 892 (далее - Положение).

Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения к  судовым запасным частям относятся предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся.

Положение утверждено на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) (далее – Конвенция), участницей которой в целях внутригосударственной реализации норм международного договора является Российская Федерация.

Статьей 6 ТК РФ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

В разделе 1 названной Конвенции определяются и разграничиваются понятия «груз», «судовое снаряжение», «судовые запасные части». Правовое значение такого разграничения для таможенных правоотношений подтверждается, прежде всего, общей целью Конвенции, указанной в ее преамбуле: облегчить морское судоходство путем упрощения и сокращения до минимума формальностей, требований в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов заграничного плавания.

Пунктом 2 статьи 278 ТК РФ предусмотрено, что временно ввозимые запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства, подлежат полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В силу пункта 2 статьи 279 ТК РФ при таможенном оформлении транспортных средств таможенный орган принимает в качестве соответственно въездной или выездной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами Российской Федерации в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, сведения о цели ввоза (вывоза) транспортного средства и (или) наименовании запасных частей, оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства.

Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, недостающие сведения сообщаются в таможенный орган путем представления соответственно въездной или выездной декларации по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть соответственно въездной и выездной декларации.

Таможенный орган не вправе требовать представления иных сведений.

Обществом представлена генеральная (общая) декларация, предусмотренная подразделом «А» раздела 2 Конвенции, в разделе 16 которой указано наличие запасных частей и оборудования согласно судовому Журналу материального учета запасных частей.

Судом обоснованно установлено, что хронометр кварцевый,                 10-миллиметровые штуцеры, 10-миллиметровые уплотнители колец являются запасными частями судна, приобретенными с целью максимально безопасного международного судоходства, а, следовательно, не предназначены для введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Функциональные признаки таких запчастей со всей очевидностью позволяют сделать вывод об их статусе применительно к пункту 2 статьи 278 ТК РФ.

Доказательств того, что запасные части, ввезенные ОАО «СМП» на теплоходе «Михаил Черемных», не предназначены для технического обслуживания и нормальной эксплуатации названного теплохода, таможенным органом не представлены.

Следовательно, судом первой инстанции обоснованно признаны незаконными, не основанными на нормах Таможенного кодекса РФ, действия Архангельской таможни по принятию предписания о направлении в зону таможенного контроля ввезенных 06.10.2007г. на теплоходе «Михаил Черемных» запасных частей, указанных в накладной № 030699 от 21.09.2007: хронометра кварцевого (1 шт.), 10-миллиметровых штуцеров (10 шт.),               10-миллиметровых уплотнителей колец (10 шт.).

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителя о том, что своими действиями таможенный орган нарушил предусмотренное пунктом 2 статьи 156 ТК РФ право общества поместить ввозимые запасные части под специальный таможенный режим, предусмотренный главой 22 данного Кодекса. Поэтому доводы таможенного органа о том, что его действия не нарушают права и законные интересы ОАО «СМП», являются необоснованными.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, правовых оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 декабря 2007 года по делу № А05-10184/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни Северо-Западного таможенного управления – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Т.В. Маганова

Н.Н. Осокина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу n А13-9279/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также