Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2009 по делу n А05-4434/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 22 июня 2009 года г. Вологда Дело № А05-4434/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2009 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лубнина Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 апреля 2009 года по делу № А05-4434/2009 (судья Чурова А.А.), у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель Лубнин Александр Николаевич (далее - ИП Лубнин А.Н., предприниматель) обратился в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления № 06-05-09/117 от 10 марта 2009 года обособленного структурного подразделения муниципального образования «Котлас и Котласский муниципальный район» областного государственного учреждения «Государственная экологическая инспекция по Архангельской области» (далее - инспекция, административный орган) о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 30 000 руб. Решением арбитражного суда от 20 апреля 2009 года требования предпринимателя отклонены. Не согласившись с данным судебным актом, ИП Лубнин А.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в действиях предпринимателя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Как следует из материалов дела, в период с 04.03.2009 по 10.03.2009 инспекцией проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства ИП Лубниным А.Н. В ходе проверки выявлены нарушения предпринимателем требований законодательства в области обращения с отходами, а именно: осуществление деятельности, связанной с образованием отходов, при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не организован первичный учет в области обращения с отходами, отсутствует статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы); специалисты не прошли обучение по обращению с опасными отходами. Указанные нарушения отражены в акте проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 10.03.2009 № 06-07-08/215. По факту выявленных нарушений в отношении предпринимателя составлен протокол от 05.03.2009 № 06-04-09/117 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП РФ и постановлением инспекции от 10.03.2009 № 06-04-09/117 ИП Лубнин А.Н. привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. Предприниматель не согласилось с данным постановлением и обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о его отмене. Суд первой инстанции, отклоняя требование предпринимателя, установил наличие в его действиях состава правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ. Апелляционная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции обоснованным в связи со следующим. Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого статьёй 8.2 КоАП РФ, выражается в несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам. Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ). Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом № 89-ФЗ. В статье 1 данного Закона указано, что обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Из материалов дела усматривается, что в результате деятельности предпринимателя образуются следующие виды отходов: - 1 класса опасности - отработанные люминесцентные лампы; - 4 класса опасности - мусор от бытовых помещений несортированный, отходы офисной техники; - 5 класса опасности - отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы упаковочного картона незагрязненные, полиэтиленовая тара, поврежденная, отходы (мусор) от уборки территории и помещений. Согласно Федеральному классификационному каталогу, утвержденному Приказом Министерства Природных Ресурсов России от 02.12.2002 № 786 (зарегистрированном в Минюсте РФ 09.01.2003г. за № 4107), указанные виды отходов включены в перечень образующихся отходов Следовательно, предприниматель является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, урегулированных Законом № 89-ФЗ. ИП Лубнину А.Н. вменяется в вину, в частности, отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обязанность по разработке которого возложена статьей 11, пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ. В силу статьи 11 данного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В статье 24 указанного Закона № 7-ФЗ закреплено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461. Факт отсутствия у предпринимателя проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подтверждается материалами дела и им не оспаривается. Апелляционная коллегия считает необоснованным довод подателя жалобы о том, что на момент привлечения его к административной ответственности однозначно не был определен орган, к компетенции которого относится утверждение нормативов и лимитов. Как правомерно указал суд первой инстанции, пункт 5.1.14 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утверждены постановлением Правительства от 30.07.2004 № 400), на который ссылается заявитель, полагая, что с 10.06.2008 этот орган наделен полномочиями утверждения нормативов и лимитов образования отходов, устанавливает лишь право указанного органа на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утверждены постановлением Правительства РФ № 401 от 30.07.2004) указанный орган устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Таким образом, действующим законодательством прямо определен орган, наделенный полномочиями на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Ссылка предпринимателя на тот факт, что приложения к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 № 703) не были опубликованы, также правомерно не была принята во внимание судом первой инстанции, так как данными приложениями утверждены лишь типовые формы документов. Предпринимателю вменяется в вину, в частности, отсутствие учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и то, что отчетность в уполномоченные органы не представляется, обязанность ведения которого предусмотрена частью 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ. Согласно пункту 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет вышеназванных отходов. Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 17.01.2005 № 1 утвержден Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", согласно которому форму № 2-ТП (отходы) представляют индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются (поступают), используются, обезвреживаются и размещаются (включая хранение и захоронение) отходы производства и потребления, а также осуществляющие деятельность по сбору отходов, их транспортированию. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у индивидуального предпринимателя и юридического лица, кроме радиоактивных. В связи с этим, апелляционная коллегия считает, что довод подателя жалобы об отсутствии ненормативных актов, регулирующих порядок оформления и представления отчетности по форме 2-ТП, правомерно не принят судом первой инстанции как не обоснованный. Материалами дела подтверждается и предпринимателем не оспаривается тот факт, что он осуществляет деятельность, связанную с обращением отходов, однако отчетность по форме 2-ТП не ведет и в специально уполномоченный орган не представляет. Из акта проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 10.03.2009 № 06-07-08/215 и протокола об административном правонарушении от 05.03.2009 № 06-04-09/117 следует, что предпринимателю вменен пункт 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ, а не статья 73 Закона № 7-ФЗ, на которую он ссылается в жалобе. В материалах дела отсутствуют доказательства прохождения предпринимателем подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что образует состав вменяемого правонарушения. Суд первой инстанции правомерно не удовлетворил ходатайство предпринимателя об отмене постановления в части наложения штрафа и применении к нему наказания в виде предупреждения, поскольку санкция статьи 8.2 КоАП РФ не предусматривает такого вида наказания, соответственно и административный орган и суд лишены полномочий на назначение предупреждения за данное правонарушение. Таким образом, апелляционная коллегия находит доказанным факт совершения предпринимателем административного правонарушения и обоснованным его привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы и признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Архангельской области от 20 апреля 2009 года по делу № А05-4434/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лубнина Александра Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Тарасова Судьи Т.В. Виноградова А.В. Потеева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2009 по делу n А05-13739/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|