Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу n А66-6900/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 июня 2009 года

г. Вологда

Дело № А66-6900/2008  

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.

при участии от департамента – Запорожченко Т.В.  по постоянной доверенности от 01.10.2008 № 17,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2009 года по делу № А66-6900/2008 (судья Басова О.А.),

у с т а н о в и л:

департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения, приятого судом) о признании недействительными пункт 2 оспариваемого предписания в части необоснованного включения в акты по формам КС-2 и КС-3 расходов, в том числе временные здания и сооружения на сумму 4 304 305 руб. и пункта 5 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее - ответчик, УФСБН) от 31.07.2008 № 93.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Государственное учреждение «Тверской региональный центр по ценообразованию в строительстве» (далее - Учреждение).

Решением суда Тверской области от 09.04.2009 требования заявителя удовлетворены частично. Пункт 5 предписания УФСБН от 31.07.2008 № 93, вынесенного в отношении Департамента, признан недействительным;  в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано; Департаменту из доходов федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2000 руб.

Департамент в части отказанных требований не согласился с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. Просит суд апелляционной инстанции в указанной части решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

Департамент в жалобе и его представитель в судебном заседании сослались на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение норм материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу УФСБН согласилось с решением суда, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим отмене в оспариваемой части в связи с недоказанностью обстоятельства, которое суд считал установленным.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приложением № 61 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 года» от 19.12.2006       № 238-ФЗ (в редакции ФЗ от 17.07.2007 № 132-ФЗ, от 23.11.2007 № 267-ФЗ) бюджету Тверской области выделена субсидия для предоставления субсидий бюджетам городов (поселков городского типа) Российской Федерации на развитие улично-дорожной сети на 2007 год в сумме 320 800 000 руб. В целях реализации данного положения между администрациями Тверской области и города Твери заключено соглашение № 1439 «О направлении бюджету муниципального образования «Город Тверь» и использовании субсидий на развитие улично-дорожной сети».

По условиям данного соглашения администрация города Твери обязалась обеспечить через свое самостоятельное структурное подразделение - Департамент - проведение конкурсных процедур по выбору подрядных организаций по выполнению перечня работ, установленных в приложении № 1 к указанному соглашению.

Платежным поручением от 11.09.2007 № 722 Департамент финансов Тверской области перечислил денежные средства администрации города Твери.

Постановлением главы администрации города Твери от 19.07.2007          № 2132 была создана аукционная комиссия для размещения заказа по выбору подрядных организаций, заказчиком аукциона определен Департамент.

Торги в форме открытого аукциона на право заключения муниципального контракта проведены 23.08.2007. По итогам торгов определены победители аукциона, получившие право на заключение муниципальных контрактов. Таковыми признаны 13 юридических лиц, с которыми Департаментом 04.09.2007 заключены муниципальные контракты на капитальный ремонт 143 объектов дорожной сети города Твери на общую сумму 319 676 077 руб.

В период с 31.03.2008 по 05.05.2008 УФСБН в отношении Департамента проведена проверка использования средств федерального бюджета, выделенных на развитие сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры города.

По результатам проверки УФСБН составило акт от 05.05.2008, в котором отражены факты необоснованного включения Департаментом расходов в состав затрат.

Как следует из акта проверки от 05.05.2008, при проверке обоснованности включения в акты форм КС-2 и КС-3 затрат на строительство временных зданий и сооружений установлено, что в нарушение постановления Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» необоснованно включены в указанные акты расходы в общей сумме 4 404 925 руб., в том числе временные здания и сооружения, на сумму 4 304 305 руб.

По итогам рассмотрения акта, возражений заявителя на акт, ответчиком в адрес Департамента направлено предписание по устранению выявленных нарушений от 31.07.2008 № 93.

В соответствии с пунктом 2 указанного предписания Департаментом необоснованно включены в акты (формы КС-2 и КС-3) расходы, в том числе временные здания и сооружения на сумму 4 304 305 руб. Департаменту предписано в течение 30 дней перечислить указанную сумму в доход федерального бюджета.

Суд, отказывая в удовлетворении требований Департамента о признании недействительным пункта 2 оспариваемого предписания в части необоснованного включения в акты по формам КС-2 и КС-3 расходов, в том числе временные здания и сооружения, на сумму 4 304 305 руб., счел спорные затраты необоснованными как в целом (в связи с отсутствием в ПОС перечня временных зданий и сооружений, непринятием их в эксплуатацию, незачислением в основные средства заказчика, отсутствием факта их передачи в пользование подрядчикам), так и в частности в связи с их документальной неподтвержденностью.

В качестве правового обоснования суд правомерно сослался на абзац второй введения, пункты 1.1, 1.2, 3.1 – 3.4 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 № 45, введенным в действие с 15.05.2001 (источник публикации - М.:Госстрой России, 2001), пункт 5.6 СНиП 12-01-2004, пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Вместе с тем, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого предписания, лежит на органе, его принявшем.

Согласно акту проверки (т.1, л.4) администрацией города Твери с подрядными организациями заключено 13 муниципальных контрактов общей стоимостью 319 676 078 руб., в том числе:

1) с ООО "Чуприяновская ДПМК" (муниципальный контракт № 3772 от 04.09.2007) на сумму 7 347 700 руб. на ремонт 2 объектов (т.10);

2) с МУП "Дороги Твери" (муниципальный контракт № 3771 04.09.2007) на сумму 13 260 500 руб. на ремонт 9 объектов (т.10);

3) с ООО "Тверская механическая компания" (муниципальный контра     № 3774 от 04.09.2007) на сумму 12 750 925 руб. на ремонт 3 объектов;

4) с ООО "Компания САНТАЛ" (муниципальный контракт № 3775  04.09.2007) на сумму 3 267 000 руб. на ремонт 7 объектов (т.8);

5) с ФГУ ДЭН № 74 (муниципальный контракт № 3773 от 04.09.2007 на сумму 50 666 001 руб. на ремонт 18 объектов (т.9);

6) с  ООО  "Тверьавтодор"  (муниципальный контракт №  3776 от 04.09.2007) на сумму 48 578 546 руб. на ремонт 22 объектов (т.6, т.14 л.70-114);

7) с ЗАО "Лихославльавтодор" (муниципальный контракт № 3779 от 04.09.2007) на сумму 33 410 300 руб. на ремонт 13 объектов (т.6, т.13);

8) с ЗАО "Компания Волгодорстрой" (муниципальный контракт № 3781 от 04.09.2007) на сумму 46 729 180 руб. на ремонт 15 объектов (т.11, т.12);

9) с ООО "Дарья - Т" (муниципальный контракт № 3780 от 04.09.2007) на сумму 35 996 950 руб. на ремонт 10 объектов (т.4,т.11,т.14);

10) с ООО "СпецДорСервис-Конаково"   (муниципальный контракт        № 3783 от 04.09.2007) на сумму 10 415 600 руб. на ремонт 11 объектов (т.2);

11) с ООО "ДУ Гражданстрой" (муниципальный контракт № 3777 от 04.09.2007) на сумму 29 720 600 руб. на ремонт 5 объектов (т.12);

12) с ООО "СпецДорСервис-Волга" (муниципальный контракт № 3771 от 04.09.2007) на сумму 16 742 000 руб. на ремонт 15 объектов (т.10);

13) с ООО «Тверская автомагистраль» (муниципальный контракт № 3782 от 04.09.2007) на сумму 10 790 775 руб. на ремонт 13 объектов (т.2).

Заключенные муниципальные контракты, согласно указанному акту, соответствовали требованиям аукционной документации.

Приложениями к контрактам стоимость временных зданий и сооружений определена в процентном отношении к стоимости выполненных работ – 1,4 %.

В подтверждение обоснованности включения затрат на временные здания и сооружения заявителем в настоящее дело представлены акты по форме КС-2 и КС-3, подписанные сторонами  на сумму 4 304 305 руб., что соответствует стоимости затрат, определенных в процентном отношении от общей стоимости выполненных работ.

По мнению апелляционной инстанции, данные документы являются достаточными доказательствами, подтверждающими произведение затрат по временным зданиям и сооружениям.

С другой стороны, акт проверки, предписание необоснованность включения в акты (формы КС- 2, КС-3) расходов  на временные здания и сооружения на сумму 4 304 305 руб. связывают с нарушением постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно – коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», а также с отсутствием в форме КС-2 перечня работ и затрат, титульных списков, возвратных материалов, относящихся к временным зданиям и сооружениям.

Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции,  названная Методика не является нормативным правовым актом, носящим обязательный характер.  

Отсутствие указания в форме КС-2 перечня работ и затрат, титульных списков, возвратных материалов, относящихся к временным зданиям и сооружениям, само по себе не свидетельствует об отсутствии затрат подрядчиков на временные здания и сооружения.

Заключение экспертизы, проведенной Государственным учреждением «Тверской региональный центр по ценообразованию в строительстве», на которой, как указал суд первой инстанции,  основаны выводы, изложенные в акте УФСБН, в оспариваемой части не содержит сведений о факте  отсутствия затрат у подрядчиков на временные здания и сооружения, содержащихся в актах выполненных работ по форме КС-2.

 Согласно данному заключению экспертизы по проверке актов выполненных работ по развитию сети автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в г.Твери за 2007 год  (т.1, л. 56) в нем содержится лишь общее замечание - «исключить из всех актов выполненных работ затраты на временные здания и сооружения в размере 1,4%. Порядок расчетов за временные здания и сооружения определен в разделе 3 ГСНр – 81-05-01-2001».

При таких обстоятельствах у УФСБН отсутствовали законные основания для вынесения предписания в оспариваемой части.

УФСБН не проверяло фактическое несение затрат подрядчиками, ограничившись указанием на формальные нарушения при оформлении актов формы КС-2. Суд первой инстанции, возложив бремя доказывания указанного обстоятельства на заявителя, вышел за пределы оснований оспариваемого ненормативного акта, превысил свои дискреционные полномочия.  

Кроме того, собранные судом в дело доказательства, их оценка, не опровергают данных, содержащихся в формах КС-2, КС-3, в отношении объема и стоимости спорных затрат на временные здания и сооружения.           

Руководствуясь статьей 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 09 апреля 2009 года по делу № А66-6900/2008 отменить в части отказа в удовлетворении требований Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери о признании недействительным пункта 2 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области от 31.07.2008 № 93 в части необоснованного включения в акты по формам КС-2 и КС-3 расходов, в том числе временные здания и сооружения, на сумму 4 304 305 руб.

Признать недействительным предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области от 31.07.2008 № 93 в указанной части.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

           А.Г.Кудин

Судьи

           Н.Н.Осокина

           Н.С.Чельцова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 по делу n А05-3410/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также