Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу n А05-1692/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 18 июня 2009 года г. Вологда Дело № А05-1692/2009 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 апреля 2009 года по делу № А05-1692/2009 (судья Калашникова В.А.), у с т а н о в и л: Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Плесецком районе Архангельской области (далее – УПФ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделению по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее – отделение УФК) о признании незаконными действий и возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение допущенных прав и законных интересов, выразившихся в отказе исполнить постановление от 30.07.2008 № 157 о взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, вынесенных УПФ на основании решения от 29.07.2008 № 157. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Тем же решением суда на отделение УФК возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов УПФ путем принятия к исполнению названного постановления. Отделение УФК с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 апреля 2009 года отменить, в удовлетворении требований УПФ отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что в силу статьей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) обращение взыскания на бюджетные средства бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании исполнительных документов (исполнительного листа или судебного приказа). УПФ отзыв на апелляционную жалобу не представило. Отделение УФК и УПФ, извещенные надлежащим образом о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Из материалов дела следует, что УПФ в соответствии со статьями 13, 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) принято решение от 29.07.2008 № 157 о взыскании с администрации муниципального образования «Плесецкий район» пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 261 руб. 22 коп. На основании названного решения УПФ вынесено постановление от 30.07.2008 № 157 о взыскании с указанной организации пеней по страховым взносам. Данное постановление передано в Отдел судебных приставов по Плесецкому району и городу Мирный Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области для принудительного исполнения. В отношении этого постановления 29.10.2008 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа со ссылкой на статью 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснено, что исполнительные листы о взыскании денежных средств за счет бюджета подлежат исполнению соответствующими финансовыми органами, а не судебными приставами-исполнителями. Постановление от 30.07.2008 № 157 возвращено в УПФ. В связи с этим УПФ письмом от 15.12.2008 № 10/9571 данное постановление направило в отделение УФК для исполнения. Письмом от 29.12.2008 № 794 отделение УФК возвратило УПФ решение от 29.07.2008 № 157 и вынесенное на его основании постановление от 30.07.2008 № 157 без исполнения. В обоснование своих действий указало, что органы Федерального казначейства производят исполнение только судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а поскольку постановления УПФ не являются судебными актами, они не могут быть приняты к исполнению отделением УФК. Не согласившись с отказом ответчика принять к исполнению постановление о взыскании пеней, начисленных за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, УПФ обратилось в суд с заявлением о признании действий отделения УФК незаконными и возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов УПФ путем принятия к исполнению названного постановления. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности действий отделения УФК. На основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 (далее – Положение), Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде. Согласно статье 5 Закона № 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Пункт 2 указанного Положения предусматривает, что Пенсионный фонд за счет страховых взносов работодателей, пеней производит сбор и аккумулирование денежных средств, впоследствии направляемых на выплаты пенсий и обеспечение деятельности Пенсионного фонда. При этом денежные средства Пенсионного фонда являются государственной собственностью Российской Федерации, но не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. В силу пункта 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного Закона. В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» установленная статьей 25 Федерального закона № 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 – 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона № 167-ФЗ случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 – 242.5 БК РФ. В данном случае размер задолженности бюджетных учреждений, взыскиваемой УПФ во внесудебном порядке, не превышает пятидесяти тысяч рублей. При рассмотрении судом первой инстанции факта того, что у организаций-должников на момент обращения УПФ в отделение УФК с требованием о взыскании не имелось расчетных счетов в учреждениях банков и иных кредитных организациях, не оспаривался в рамках данного дела. В материалах дела документов, свидетельствующих об открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации счетов должника, не имеется. С учетом названных правовых норм и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации суд пришел к правильному выводу о том, что постановление УПФ от 30.07.2008 № 157, вынесенное на основании решения от 29.07.2008 № 157, должно быть принято отделением УФК к исполнению в порядке, предусмотренном статьями 242.3 – 242.5 БК РФ. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы и обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 апреля 2009 года по делу № А05-1692/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения по Плесецкому району Управления Федерального казначейства по Архангельской области – без удовлетворения. Председательствующий А.Г. Кудин Судьи Н.Н. Осокина Н.С. Чельцова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 по делу n А05-1670/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|