Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А44-4227/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 июня 2009 года г. Вологда Дело № А44-4227/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Елагиной О.К. и Митрофанова О.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюшичевой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования – городской округ Великий Новгород в лице Комитета финансов администрации Великого Новгорода на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 апреля 2009 года по делу № А44-4227/2008 (судья Максимова Л.А.), у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Новгородская энергосбытовая компания» (далее – Компания) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к муниципальному учреждению «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Великого Новгорода» (далее – Учреждение) о взыскании задолженности по договору поставки электрической энергии от 01.01.2007 № 01-00557 за период с 01.08.2008 по 30.09.2008 в сумме 1 387 426,89 руб. Определением от 17 февраля 2009 года арбитражный суд по ходатайству Учреждения и при отсутствии возражений со стороны истца привлек к участию в деле в качестве второго ответчика муниципальное образование городской округ - Великий Новгород в лице комитета финансов Администрации Великого Новгорода (далее – МО Великий Новгород в лице Комитета финансов). Впоследствии в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика основной долг в сумме 1 377 744 руб. 76 коп., ссылаясь на акт сверки расчетов между истцом и Учреждением по состоянию на 27.01.2009, а в случае недостаточности денежных средств у Учреждения взыскать указанную задолженность в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования - городской округ Великий Новгород в лице Комитета финансов администрации Великого Новгорода. Решением суда от 10 апреля 2009 года с Учреждения, а при недостаточности денежных средств у него – с МО Великий Новгород в лице Комитета финансов за счет казны в пользу Компании взыскана задолженность по договору поставки электрической энергии от 01.01.2007 № 01-00557 за период с 01.08.2008 по 30.09.2008 в сумме 1 377 744 руб. 76 коп., в возмещение судебных расходов 18 308 руб. 47 коп.( с учетом определения об исправлении опечатки). МО Великий Новгород в лице Комитета финансов с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований к МО Великий Новгород в лице Комитета финансов. Полагает, что расходы по возмещению спорной задолженности, являющейся суммой разницы между установленными и фактическими нормативами потребления по электроснабжению, должен нести уполномоченный орган, их установивший, – администрация Новгородской области. Считает ошибочным вывод суда о том, что Комитет финансов является главным распорядителем средств муниципального бюджета и указывает, что с 01.01.2008 им признается Комитет по управлению ЖКХ. Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям Как следует из материалов дела, 01.01.2007 Компания ( Гарантирующий поставщик) и Учреждение (потребитель) заключили договор энергоснабжения электрической энергией № 01-0055701.01.2007, в соответствии с которым Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электроэнергии, а также путем заключения договоров с открытым акционерным обществом «Новгородоблкоммунэлектро» (Сетевая организация) и третьими лицами обеспечить в интересах Потребителя передачу электроэнергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией Потребителя, а Потребитель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги (пункт 1.1 договора). (т.1, л. 7-19). Согласно указанному договору потребитель в соответствии с пунктом 3.1.1 обязался надлежащим образом производить оплату потребленной электроэнергии с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных договором и приложением № 1 к нему (т. 1, л. 20-21). В приложении № 1 к договору (т. 1, л. 20-21) стороны пришли к соглашению, что потребитель должен оплачивать электрическую энергию по тарифам, утвержденным Комитетом по ценовой и тарифной политике Новгородской области, а также опубликованным администратором торговой системы оптового рынка на сайте в сети Интернет в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом, по окончательному расчету на основании актов выполненных работ и выставленных Поставщиком счетов-фактур. В соответствии с условиями договора № 01-00557 поставщиком потребителю за период с 01.08.2008 по 30.09.2008 выставлены счета-фактуры от 31.08.2008 № 01-25814, от 30.09.2008 № 01-28681, на общую сумму 1 429 458,39 руб., оплата которых произведена Учреждением в сумме 51 713 руб. 63 коп., что подтверждается платежными поручениями (том 1, л. 43-49, 70), Поскольку Учреждение надлежащим образом не исполнило обязательство по оплате задолженности в сумме 1 377 744 руб. 76 коп. истец обратился с настоящим иском. В силу положений статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принятые обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а односторонний отказ от исполнения обязательства законом не допускается. На основании статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Поскольку факт поставки Компанией электрической энергии в указанном ею объеме Учреждение не оспаривало, однако не исполнило своих обязательств по договору от 01.01.2007 № 01-00557 по оплате стоимости электроэнергии в размере и порядке, предусмотренном договором, суд первой инстанции на основании положений статей 309, 310, 544 и 548 ГК РФ правомерно взыскал с Учреждения образовавшуюся задолженность за период с 01.08.2008 по 30.09.2008 в сумме 1 377 744 руб. 76 коп. Комитет не согласен с тем, что суд первой инстанции принял решение при отсутствии денежных средств у Учреждения о взыскании этой задолженности с муниципального образования в лице Комитета финансов за счет муниципальной казны. Довод подателя жалобы является несостоятельным на основании следующего. В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Суд первой инстанции применил положения указанной нормы и привлек к субсидиарной ответственности собственника имущества Учреждения, поскольку оно является бюджетным учреждением и финансируется за счет средств городского бюджета по смете расходов, утверждаемой администрацией Великого Новгорода. С 01.10.2006 средства, полученные Учреждением от предпринимательской деятельности, переведены на казначейское исполнение бюджета; бюджетный счет Учреждения в соответствии со статьей 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) не может быть использован на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда, а остаток денежных средств на внебюджетном счете по состоянию на 01.04.2009 составляет 776 703 руб.09 коп. С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 2 - 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 21), суд первой инстанции правомерно привлек к субсидиарной ответственности собственника имущества Учреждения - Муниципальное образование, а в качестве органа, представляющего его интересы, - Комитет финансов. Из подпункта 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ следует, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. В абзаце 8 пункта 4 Постановления № 21 разъяснено, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника). В пункте 7 Постановления № 21 установлено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. На основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ. При удовлетворении требований о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения суду в резолютивной части решения следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований (абзац 3 пункта 7 Постановления № 21). Главный распорядитель средств субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета (пункт 1 статьи 158 БК РФ). Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Комитета финансов о том, что он не является главным распорядителем бюджетных средств. Довод о том, что расходы по возмещению спорной задолженности, взыскиваемой истцом в сумме разницы между установленными и фактическими нормативами потребления по энергоснабжению должен нести уполномоченный орган, их установивший – администрация Новгородской области является несостоятельным, поскольку предметом иска являлось взыскание задолженности по оплате электроэнергии, а не разницы между стоимостью фактически потребленной электроэнергии и стоимостью электроэнергии по установленным нормативам потребления. Кроме того, администрация Новгородской области не является стороной договора энергоснабжения от 01.01.2007 № 01-00557 и собственником имущества Учреждения, поэтому правовых оснований для ее привлечения к участию в деле в качестве ответчика нет. Довод подателя жалобы о том, что главным распорядителем средств муниципального бюджета с 01.01.2008 признается Комитет по управлению ЖКХ, является несостоятельным. Из содержания постановления администрации Великого Новгорода от 03.12.2007 № 226 «О порядке определения Комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством главным распорядителем средств бюджета Великого Новгорода» следует, что Комитет по управлению ЖКХ не обладает всеми полномочиями главного распорядителя, поскольку полномочия, предоставленные ему названным постановлением, связаны с частью средств муниципального бюджета (раздел 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство). При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом верно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет. Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 апреля 2009 года по делу № А44-4227/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования – городской округ Великий Новгород в лице Комитета финансов администрации Великого Новгорода – без удовлетворения. Председательствующий И.Н. Моисеева Судьи О.К. Елагина О.В. Митрофанов Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А05-437/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|