Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А52-613/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 июня 2009 года

г. Вологда

Дело № А52-613/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2009 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Виноградовой Т.В.,  судей  Потеевой А.В. и       Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания            Любишкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 апреля                  2009 года по делу № А52-613/2009 (судья Циттель С.Г.),

у с т а н о в и л :

 

закрытое акционерное общество «ГИНЕСС» (далее – Общество,                    ЗАО «ГИНЕСС») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (далее – Инспекция, налоговый орган), выраженного в невозврате суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за 3 квартал 2008 года в размере             4 686 599 руб.

Решением суда требования  удовлетворены.

Инспекция в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права,  просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в отношении Общества вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, в связи с чем у налогового органа отсутствовала возможность произвести возврат НДС до окончания названной проверки.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ­­­­­­­­­­– АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 07.10.2008 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года с приложением документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее ­­­­­­­­­­– НК РФ) и подтверждающих право налогоплательщика на налоговые вычеты в сумме        7 308 235 руб. Согласно декларации сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета за данный налоговый период, составила 4 686 599 руб.

Одновременно с декларацией ЗАО «ГИНЕСС» подало в налоговый орган заявление о возврате из бюджета названной суммы  налога.

По результатам камеральной проверки на основе указанной налоговой декларации  Инспекцией принято решения от 20.01.2009  № 16-03/4574 о возмещении суммы НДС в размере  4 686 599 руб.

Однако суммы НДС заявителю не возвращены.

Посчитав незаконным бездействие налогового органа по исполнению решения от 20.01.2009  № 16-03/4574, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 названного Кодекса.

На основании пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ (пункты 2, 3 статьи 176 НК РФ).

В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Пунктами 6, 8, 9 и 10 статьи 176 НК РФ определено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.     

Таким образом, при достоверности данных, указанных налогоплательщиком в декларации, и отсутствии оснований для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по соответствующим операциям,  при наличии заявления налогоплательщика налоговый орган обязан принять решение о  возврате из бюджета этой разницы.

Из материалов дела следует, что в ходе камеральной проверки представленной заявителем налоговой декларации по НДС за 3 квартал                 2008 года каких-либо нарушений законодательства о налогах и сборах Инспекцией не выявлено.

Ответчик признал право Общества на возмещение НДС в сумме                  4 686 599 руб. и в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 176 НК РФ 20.01.2009 принял решение № 16-03/4574 о возмещении ЗАО «ГИНЕСС» указанной суммы НДС.

С заявлением на возврат налога на добавленную стоимость Общество обратилось в налоговый орган 07.10.2008.

Таким образом, налогоплательщиком выполнены все требования, установленные статьями 146, 165, 171, 176 НК РФ.

Однако налоговым органом не направлено поручение на возврат суммы налога в территориальный орган Федерального казначейства в сроки, предусмотренные пунктом 8 статьи 176 НК РФ.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие Инспекции, выраженное в невозврате в установленный налоговым законодательством срок подлежащего возмещению налога за 3 квартал 2008 года в сумме 4 686 599 руб., следует признать незаконным.

Довод подателя жалобы о том, что в отношении Общества принято решение о проведении выездной налоговой проверки, в связи с чем у налогового органа отсутствовала возможность произвести возврат суммы НДС до окончания проверки, не принимается апелляционным судом.     

Материалами дела подтверждается, что выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременной уплаты налога, на которую ссылается ответчик, проводилась налоговым органом за  более ранний период с 01.01.2005  по 31.12.2007, чем за тот период, за который у Общества возникло право на возврат налога (3 квартал 2008 года). 

Кроме того, как правильно указал Арбитражный суд Псковской области, реализация предусмотренного пунктом 3 статьи 176 НК РФ права на возврат суммы НДС при соблюдении условий, установленных статьей 171 НК РФ, не ставится в зависимость от проведения и получения результатов выездной налоговой проверки за соответствующий период. Принятие решения о возврате сумм налога не лишает налоговый орган права в дальнейшем провести выездную налоговую проверку соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и по ее результатам принять решение о начислении недоимки и пеней в случае выявления правонарушений, повлекших необоснованное возмещение налога.

Налоговый орган не ссылался на какие-либо иные факты, послужившие основанием для невозврата обществу суммы НДС. При таких обстоятельствах требования Общества удовлетворены правомерно.

Оснований для отмены решения суда  не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 13 апреля                  2009 года по делу № А52-613/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В. Виноградова

Судьи

А.В. Потеева

О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2009 по делу n А13-1304/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также