Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2008 по делу n А13-9003/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 февраля 2008 года

г. Вологда

Дело №  А13-9003/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Чельцовой Н.С.,          Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Носковой Р.В.,

при участии от Комитета Воропанова А.Ю. по доверенности от 03.09.2007, от налоговой инспекции Глушковой Л.И. по доверенности от 22.01.2008,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2007 года по делу № А13-9003/2007 (судья Смирнов В.И.),

у с т а н о в и л:

 

Комитет по управлению имуществом администрации Кирилловского муниципального района (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области (далее – налоговая инспекция) от 18.06.2007 № 153 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика  - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2007 года по делу № А13-9003/2007 заявленные Комитетом требования удовлетворены в полном объеме.

Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что суд первой инстанции не дал правовой оценки доводам налоговой инспекции и представленным вместе с отзывом документам. Ссылается на окончание исполнительного производства от 29.11.2007 на дату рассмотрения дела в суде. Полагает, что в данном случае отсутствуют основания взыскания налогов через суд.

Комитет  в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения. Считает, что Комитет согласно статье 120 ГК РФ и статье 161 Бюджетного кодекса РФ является бюджетным учреждением и, соответственно, отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. По долгам учреждения взыскание не может быть обращено на иное имущество, как закрепленное за ним на праве оперативного управления, так и приобретенное за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.  Полагает, что налоговым органам не предоставлено право принятия решения об обращении взыскания на имущество учреждения.  Также считает, что не основаны на законе доводы налоговой инспекции о том, что Комитет является собственником транспортных средств.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением Комитетом  в установленный срок направленных в его адрес требований от 09.04.2007 № 237, от 17.04.2007 № 26, от  25.04.2007, № 48, № 49 и № 50, от 28.04.2007 № 104, от 27.04.2007 №№ 882 и 883 налоговой инспекцией 18.06.2007 принято решение  № 153 о взыскании за счет имущества налогоплательщика суммы 311 368 руб. 09 коп., в том числе налогов в сумме 273 552 руб., пеней в сумме 18 432 руб.     29 коп. и штрафов в сумме 19 383 руб. 80 коп.

Данное решение принято налоговой инспекции на основании статей 31 и 47 НК РФ и в связи с отсутствием информации о счетах плательщика в банках.

Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.

Как указано в статье 75 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается начислением пени. В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени. Пунктом 6 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пени производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 НК РФ в случаях неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа.

В пункте 3 статьи 46 НК РФ предусмотрены сроки вынесения решения о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, и последствия их несоблюдения.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ (пункт 7 статьи 46 НК РФ). Взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, производится согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

В данном случае, материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что Комитет является бюджетным учреждением.

Также материалами дела подтверждается, что Комитет не имеет лицевого счета в управлении казначейства Вологодской области. По состоянию на 18.06.2007 у Комитета имелся открытый расчетный счет в отделении сберегательного банка, о котором инспекции было известно, что подтверждено представителем налогового органа в судебном заседании  (том 2, листы 16; том 1,           лист 65).        Следовательно, суд первой инстанции правомерно указал, что при наличии у инспекции сведений об открытом расчетном счете учреждения, оспариваемое решение о взыскании налогов, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика не могло быть мотивировано тем, что у инспекции такие сведения отсутствовали.

Не устанавливала налоговая инспекция  и то, какими средствами располагал Комитет на данном расчетном счете.

Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 46 НК РФ  взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеней с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Соответственно, такое право не предоставлено и налоговым органам.

Взыскание задолженности по налогам и пеням в этом случае может быть произведено только в судебном порядке.

Данный вывод подтверждается положениями статьи 239 "Иммунитет бюджетов" Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2005 № 197-ФЗ), исходя из которой иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса.

Также в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1999 № 45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения» указано, что в случае недостаточности у учреждения денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных по смете.

В данном случае налоговый орган не представил суду доказательства, свидетельствующие о возможности обращения взыскания в рассматриваемом случае на имущество, не находящееся у Учреждения на праве оперативного управления, либо на имущество, приобретенное учреждением не за счет средств, выделенных по смете, а за счет средств, полученных от разрешенной предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку налогового органа на наличие в паспорте транспортного средства в графе «собственник транспортного средства» записи о том, что таковым является Комитет, а так же на соответствующие сведения в карточках учета транспортных средств, предоставленных ОВД Кирилловского района.

Исходя из положений пунктов 5.4, 5.10 Положения о комитете, учреждение осуществляет полномочия собственника - муниципального образования «Кирилловский муниципальный район».

Следовательно,  записи в карточках учета транспортных средств, а так же в паспорте транспортного средства не могут однозначно свидетельствовать о праве собственности владельца транспортного средства, что подтверждается положениями пункта 12 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных приказом МВД РФ от 27.01.2003 № 59.

Не могут быть приняты во внимание ссылки налогового органа на окончание исполнительного производства от 29.11.2007 на дату рассмотрения дела в суде, так как окончание исполнительного производства не  свидетельствует о правомерности принятия оспариваемого решения.

Принимая во внимание, что вопреки статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не опроверг довод Комитета относительно финансирования его деятельности за счет бюджетных средств и соответственно возможности применения бесспорного порядка взыскания недоимки, а также не доказал наличие у учреждения собственного имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание судебным приставом-исполнителем, у инспекции отсутствовали правовые основания для взыскания с учреждения спорной суммы задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика.

Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2007 года по делу № А13-9003/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области – без удовлетворения.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Вологодской области в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.

Председательствующий                                                                Н.Н. Осокина

Судьи                                                                                             Н.С. Чельцова

Н.В. Мурахина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2008 по делу n А66-4997/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также