Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу n А44-2592/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 11 февраля 2008 года г. Вологда Дело № А44-2592/2007 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества закрытого типа «Посад» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 ноября 2007 года по делу № А44-2592/2007 (судья Кузема А.Н.), у с т а н о в и л: акционерное общество закрытого типа «Посад» (далее – АОЗТ «Посад», общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Новгородской области (далее – инспекция ФНС) о признании недействительным решения от 28.09.2007 № 121 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 60 272 руб. за периоды с 30.01.2004 по 01.01.2006 и с 06.06.2007 по 27.09.2007. Решением Арбитражного суда Новгородской области по делу от 26.11.20007 в удовлетворении заявления общества о признании частично недействительным оспариваемого решения инспекции ФНС отказано. АОЗТ «Посад» с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение отменить и заявленные требования общества удовлетворить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на пропуск налоговым органом срока для взыскания с общества суммы пеней по налогу на доходы физических лиц за 2004 и 2005 годы. Считает необоснованным начисление пеней за период с 06.06.2007 по 27.09.2007, поскольку этот период не входит в период выездной налоговой проверки. Инспекция ФНС в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения и ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела и установлено судом, межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Новгородской области проведена выездная налоговая проверка АОЗТ «Посад» по соблюдению законодательства о налогах и сборах, в том числе по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 06.06.2006, по результатам которой составлен акт от 30.08.2007 № 50 (т.1, л. 13-16). Заместитель начальника инспекции ФНС, рассмотрев указанный акт, вынес решение от 28.09.2007 № 121 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л. 10-12). Этим решением обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 96 521 руб. Общество, не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части начисления пеней в сумме 60 272 руб. Признавая необоснованными требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего. В акте выездной налоговой проверки, пункте 1 решения отражено, что в ходе проверки правильности и полноты включения в совокупный годовой доход всех выплат и предоставляемых услуг за период с 01.01.2004 по 06.06.2007 налог на доходы физических лиц удерживается обществом правильно. Вместе с тем обществом в нарушение пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) допущены случаи несвоевременного перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, в связи с чем инспекцией ФНС в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговому агенту начислены пени в сумме 96 521 руб. Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плательщиками налога на доходы физических лиц в силу статьи 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Из статьи 209 НК РФ следует, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. В силу статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Дата фактического получения дохода определяется в соответствии со статьей 223 НК РФ. Как указано в статье 226 Кодекса, российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, приведенные в пункте 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить налог, исчисленный в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Эти действия производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации. Налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 2 статьи 230 НК РФ). В 2004-2006 годах формы отчетности по налогу на доходы физических лиц в виде справки о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2003 № БГ-3-04/583, приказами Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ и от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@. Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод общества о том, что инспекция обязана устанавливать несвоевременность перечисления в бюджет удержанных обществом с налогоплательщиков сумм налога на доходы физических лиц за 2004-2006 годы при проведении камеральных проверок представленных обществом сведений о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов и направлять обществу соответствующие требования в порядке, предусмотренном статьей 70 НК РФ. В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Выездная налоговая проверка согласно статье 89 Кодекса проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Ее целью является проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика (налогового агента) на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. В силу предоставленных статьей 87 НК РФ полномочий в данном случае налоговый орган провел выездную налоговую проверку соблюдения обществом как налоговым агентом законодательства о налоге на доходы физических лиц, правильности удержания и своевременности перечисления удержанных сумм этого налога, включив в проверяемый период три календарных года деятельности налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. В пункте 3 статьи 46 НК РФ указано, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Довод общества о том, что факт неперечисления в бюджет удержанных с физических лиц налогов должен был быть известен налоговому органу по результатам камеральной проверки представленных обществом в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ сведений о них, в связи с чем налоговый орган утратил право в силу пропуска предусмотренных статьями 46 и 47 Кодекса сроков их взыскания в принудительном порядке, не принимается арбитражным судом. Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение выездной налоговой проверки в случае осуществления камеральной проверки, а также не связывает сроки взыскания доначисленных налогов по итогам выездной налоговой проверки с фактом выявленной недоимки по ним в рамках камеральной проверки. Согласно статье 87 НК РФ выездная налоговая проверка является самостоятельной налоговой проверкой, которой могут быть охвачены три предыдущих календарных года налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Камеральные проверки фактически являются текущими и осуществляются по факту представления налоговой декларации и документов в обоснование исчисления и уплаты налогов. Помимо этого, сведения налогового агента о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов не содержат данных о сумме фактически уплаченного налога в бюджет. Справка о доходах физического лица, утвержденная Приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 и приказами ФНС РФ от 25.11.2005 № САЭ-3-04/616@ и от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706@, не содержит данных ни о датах получения доходов физическими лицами, ни о датах исчисления и удержания налоговым агентом сумм налога. Согласно статье 75 НК РФ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В силу главы 11 Кодекса пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Поскольку статьей 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Пени – правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. С учетом изложенных обстоятельств начисление обществу пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за период с 30.01.2004 по 01.01.2006 является правомерным. Довод общества о том, что налоговым органом незаконно начислены пени за период с 06.06.2007 по 27.09.2007 в связи с тем, что в соответствии с актом выездной налоговой проверки от 30.08.2007 № 50 периодом проверки налога на доходы физических лиц был период с 01.01.2004 по 06.06.2007, следовательно, инспекция взыскивает пени за период, который не входил в период выездной налоговой проверки, арбитражный суд считает необоснованным, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ). Таким образом, пени начисляются и уплачиваются за все время существования недоимки до дня ее погашения, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации. Поскольку в данном случае недоимка по оспариваемому налогу обществом погашена 27.09.2007 года, инспекция ФНС обоснованно начислила пени за период с 06.06.2007 по 27.09.2007. Правильность расчета пеней за периоды с 30.01.2004 по 01.01.2006 и с 06.06.2007 по 27.09.2007 в сумме 60 272 руб. 00 коп. обществом не оспаривается. Как усматривается из расчета, пени по налогу на доходы физических лиц (приложения № 1 к решению налогового органа, т.1, л. 59-66) начислены инспекцией ФНС на текущую задолженность по этому налогу и не начислялись на ту часть задолженности по налогу в сумме 268 724 руб. 55 коп., которая возникла до 2004 года. Поэтому доводы заявителя, указанные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судом во внимание. В данном случае судом рассматривались требования общества о признании недействительным решения инспекции ФНС, принятого по результатам выездной налоговой проверки. В связи с чем ссылка заявителя о необходимости применения статей 48, 70 НК РФ ошибочна. При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 ноября 2007 года по делу № А44-2592/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества закрытого типа «Посад» – без удовлетворения. Председательствующий В.А. Богатырева Судьи И.Н. Бочкарева Т.В. Виноградова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу n А66-6828/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|