Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу n А05-14189/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25 мая 2009 года г. Вологда Дело № А05-14189/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Добродеевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 марта 2009 года по делу № А05-14189/2008 (судья Пигурнова Н.И.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Савинское автохозяйство» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным требования от 17.11.2008 № 26135. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 марта 2009 года по делу № А05-14189/2008 требования общества удовлетворены. Оспариваемое требование признано не соответствующим статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), пункту 3 статьи 126 и пункту 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ, Закон о банкротстве). Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение положений Закона № 127-ФЗ. Считает, что при выставлении требования от 17.11.2008 № 26135 нарушений законодательства не допущено. Выставление оспариваемого требования, по мнению налогового органа, не является обязательной первоначальной стадией бесспорного взыскания налогов и пеней. Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило. Общество и инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2008 по делу № А05-980/2008 в отношении общества введена процедура банкротства - наблюдение. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.08.2008 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Инспекция направила обществу требование от 17.11.2008 № 26135, которым предложила ему в срок до 08.12.2008 уплатить 3658 руб. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по сроку уплаты 27.10.2008, пени по этому налогу в сумме 937 руб. 51 коп., 48 693 руб. транспортного налога по сроку уплаты 05.11.2008 и пени по этому налогу в сумме 30 020 руб. 91 коп., 8338 руб. земельного налога по сроку уплаты 05.11.2008 и пени по этому налогу в сумме 1606 руб. 54 коп. Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его недействительным. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ. Названными статьями определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Статьей 5 Закона № 127-ФЗ определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Инспекция не оспаривает, что указанные в оспариваемом решении суммы относятся к текущим платежам, срок уплаты которых возник после принятия заявления о признании должника банкротом, после открытия конкурсного производства, что подтверждается представленной инспекцией в материалы дела служебной запиской от 10.02.2009 (л.д. 39). Согласно пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам; все требования кредиторов об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (далее – Постановление от 22.06.2006 № 25), требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона № 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве. Судом первой инстанции установлено, что обязанность по уплате указанной инспекцией в требовании задолженности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, транспортному и земельному налогам наступила соответственно 01.10.2008, 01.10.2008 и 01.09.2008, то есть после открытия в отношении общества конкурсного производства. Следовательно, с этого момента налоговый орган не вправе производить взыскание с должника задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства, в бесспорном порядке. Инспекция в требовании от 17.11.2008 № 26135 указала, что в случае его неисполнения в срок до 08.12.2008 она примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (статьи 46, 47, 76, 77 НК РФ) обеспечительные меры и меры принудительного взыскания налогов (сборов) и других обязательных платежей. В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Согласно пункту 3 статьи 46 и статье 47 НК РФ неисполнение требования об уплате налога и пеней влечет за собой возникновение у налогового органа права на принятие мер принудительного характера по взысканию недоимки и пеней. Таким образом, выставление инспекцией требования об уплате налога (пеней) является мерой принудительного характера. Перечисление налогоплательщиком после открытия конкурсного производства денежных средств в срок, указанный налоговым органом в таком требовании, нарушает права других кредиторов и установленную пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве очередность. Согласно пункту 21 Постановления от 22.06.2006 № 25 выставление должнику требования об уплате налога не является необходимым условием для установления и включения в реестр требований кредиторов требований по налогам, заявляемых уполномоченным органом в деле о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона № 127-ФЗ, поскольку с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения недоимка по налогам не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке, определенном НК РФ. С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что вопрос о взыскании с общества указанных платежей, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в порядке, установленном налоговым законодательством, а конкурсным управляющим в соответствии с Законом № 127-ФЗ и что выставление инспекцией требования от 17.11.2008 № 26135 об уплате налога, сбора, пени, штрафа обоснованно расценено налогоплательщиком как первая стадия принудительного взыскания налогов и пеней. Инспекцией при вынесении требования от 17.11.2008 № 26135 не учтены специальные нормы Закона о банкротстве, регулирующие конкурсное производство. С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества. Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется. Поскольку с 29.01.2009 в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина в сумме 1000 рублей не подлежит взысканию с инспекции за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 марта 2009 года по делу № А05-14189/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения. Председательствующий В.А. Богатырева Судьи Т.В. Виноградова О.Ю. Пестерева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 по делу n А66-10443/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|