Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 по делу n А66-1248/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 апреля 2009 года

г. Вологда

Дело № А66-1248/2009

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судей Бочкаревой И.Н., Богатыревой В.А. и            Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,

при участии от ООО «СО «Тверьнефтепродукт» Шушакова Д.А. по доверенности от 01.01.2009 № 3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 марта 2009 года по делу                 № А66-1248/2009 (судья Романова Е.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Сбытовое объединение  «Тверьнефтепродукт» (далее – ООО «СО «Тверьнефтепродукт», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной административно-технической инспекции  (далее – административный орган, Управление) от 13.02.2009                 № 04/01 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 марта 2009 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления – без удовлетворения.

Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствии, в связи с этим дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, государственным административным инспектором Управления Леонидовым Д.Б. в 11 час 30 мин  29.01.2009 проведен осмотр территории автозаправочной станции № 98 (далее – АЗС), расположенной по адресу: г. Тверь, ул. Набережная р. Лазури, д. 9 и принадлежащей Обществу, по результатам которого оставлен акт осмотра объекта и фототаблица.

В ходе осмотра выявлено нарушение Обществом законодательства в сфере благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ, установленное нормативно-правовыми актами Тверской области, а именно – пункта 9.7 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26.11.2008 № 430-па (далее – Правила № 430-па), выразившееся в том, что место установки контейнера не имеет с трех сторон ограждения высотой не менее            1,5 м.

По результатам осмотра 13.02.2009 должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении № 04/01 и 13.02.2009 вынесено оспариваемое постановление, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 28 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» (далее – Закона № 46-ЗО) за нарушение требований пункта 9.7 Правил              № 430-па.

Общество с оспариваемым постановлением не согласилось и оспорило его в судебном порядке.

Суд, удовлетворяя требования Общества, допустил нарушения норм материального права, что является в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения суда.

На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что эксплуатация АЗС осуществляется строго в рамках федерального законодательства и все объекты на территории АЗС эксплуатируются в соответствии с требованиями, предъявляемыми федеральным законодательством, поэтому дополнительные требования к размещению отходов на АЗС не могут устанавливаться органами исполнительной власти субъекта  Российской Федерации. Из этого следует, что нормы Закона № 46-ЗО и Правил № 430-па на АЗС, как на объект производственного назначения, не распространяются.

Апелляционная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.

Как правильно отмечено судом первой инстанции, эксплуатация АЗС регламентируется федеральными нормативными правовыми актами в сферах технического регулирования и пожарной безопасности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ).

Из статьи 1 данного Закона следует, что обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

Осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами согласно статье 5 Закона № 89-ФЗ относится к полномочиям Российской Федерации.

К полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со статьей 6 Закона № 89-ФЗ относится осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной  и иной деятельности,  за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Требования, предъявляемые к эксплуатации АЗС, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности  устанавливаются нормативно-правовым актом Российской Федерации – Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций                                   (РД 153-39.2-080-01), утвержденными приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001            № 229 (далее – Правила № 229).

Положения и требования данных Правил распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые автозаправочные станции, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей.

Правила № 229 обязательны для применения на всей территории Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации автозаправочных станций.

В силу положений Правил № 229, эксплуатируемые АЗС, их территории должны соответствовать согласованному в установленном порядке проекту.

Пунктом 2 статьи 25 Закона № 89-ФЗ предусмотрен государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, который  осуществляется в том числе и Управлением.

В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным постановлением администрации Тверской области от 17.04.2008 № 90-па           (далее – Положение об Управлении), к функциям административного органа относится контроль (надзор) за соблюдением  нормативных правовых  актов Тверской области, муниципальных правовых актов в сфере благоустройства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, то есть контроль (надзор) за соблюдением норм и правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории области.

Объектом контрольных мероприятий, проводимых инспекторами Управления, является  проверка соблюдения  мест осуществления деятельности (проведения работ, оказания услуг) в части внешних факторов его благоустройства.

Каких-либо дополнительных требований в области обращения с отходами,  в том числе их размещение, перечень и предельно допустимое количество, Управление не устанавливает и не контролирует их соблюдение.

В соответствии с Положением об Управлении оно осуществляет контроль за использованием норм и правил в области благоустройства, ответственность за нарушение которого установлена Законом № 46-ЗО.

На основании статьи 1 данного Закона установлена административная ответственность физических, должностных и юридических лиц за нарушения законов, иных нормативных правовых актов по предметам исключительного ведения Тверской области, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления в части, не урегулированной федеральным законодательством.

К таким нарушения относится в силу статьи 28 Закона № 46-ЗО несоблюдение требований к установке урн, мусорных контейнеров и иных емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Соответственно, объекты государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами и в сфере благоустройства – различны.

Полномочия Управления находятся вне сферы действия Закона № 89-ФЗ.

АЗС относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю, в связи с чем согласно статье 5 Закона № 89-ФЗ осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами относится к полномочиям РФ.

Однако состав правонарушения, вмененный Обществу в оспариваемом постановлении заключается в несоблюдении требований по установке мусорного контейнера, предназначенного для сбора бытовых отходов, т.е. в несоблюдении правил внешнего благоустройства и надлежащего содержания объекта хозяйственной деятельности, несоответствии его внешнего вида требованиям, установленным законодательством Тверской области, что не является объектом государственного контроля в отношении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов.

Апелляционная коллегия отклоняет ссылку суда первой инстанции на раздел 19 Правил технической эксплуатации АЗС РД 153-39.2-080-01, утвержденных Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229, в которых, как указал суд, не содержится дополнительных требований об установлении ограждений контейнеров на АЗС, поскольку указанный документ каких-либо требований или запретов в отношении обустройства контейнерной площадки для чистоты и порядка на территории АЗС не устанавливает.

Ссылка Общества на разрешение на размещение отходов со сроком действия  до 24.03.2010 (лимит на размещение отходов № 499), выданное Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тверской области, в котором отсутствуют требования об установке ограждений, не могут быть приняты во внимание, так как вопросы благоустройства данным разрешением не регулируются.

Также не принимается во внимание представленное Обществом суду апелляционной инстанции заключение  экспертной комиссии  от 28.11.2008, в котором отсутствует указание на необходимость ограждения площадки с контейнерами для мусора от бытовых отходов с трех сторон.

Апелляционная коллегия не считает данный документ надлежащим доказательством, подтверждающим незаконность оспариваемого постановления, так как согласно объяснению представителя Общества в суде апелляционной инстанции данная АЗС введена в эксплуатацию до введения в действие Закона № 46-ОЗ, ее реконструкция не проводилась.

Доказательств противоречия пункта 9.7 Правил № 430-па требованиям федерального законодательства не представлено.

На основании вышеизложенного решение подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 12 марта 2009 года по делу № А66-1248/2009 отменить.

В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью «Сбытовое объединение «Тверьнефтепродукт» о признании незаконным и отмене постановления Управления Государственной административно-технической инспекции Тверской области от 13.02.2009               № 04/01 по делу об административном правонарушении отказать.

Председательствующий

И.Н. Бочкарева

Судьи

В.А. Богатырева

О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 по делу n А05-2389/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также