Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2016 по делу n А05-7959/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 февраля 2016 года

г. Вологда

Дело № А05-7959/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 февраля 2016 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профмастер» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 октября 2015 года по делу № А05-7959/2015 (судья Ипаев С.Г.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профмастер» (место нахождения: 163071, город Архангельск, улица Садовая, дом 53, помещение 6; ОГРН 1082901001259, ИНН 2901174180; далее – ООО «Управляющая компания «Профмастер», ООО «УК «Профмастер») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений от 12.05.2015 № ОК-06/07-06/91, выданного Государственной жилищной инспекцией Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее – инспекция, административный орган) о возложении обязанности на ООО «УК «Профмастер» в срок до 31 августа 2015 года представить отчет о произведенном перерасчете платы по статье «Электроэнергия на общедомовые нужды» в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года потребителю квартиры № 98 дома № 250 по пр. Ломоносова в городе Архангельске в сумме 258 руб. 63 коп., при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества «Архангельская сбытовая компания» (место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская республика, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147; ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250; далее – ОАО «Архангельская сбытовая компания»).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Управляющая компания «Профмастер» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что площадь мест общего пользования должна определяться как разница между общей площадью всех жилых и нежилых помещений включая места общего пользования в многоквартирном доме и площади жилых и нежилых помещений. Отмечает, что технический паспорт спорного дома не содержит показатель площадь мест общего пользования, поэтому необходимо учитывать площади подвального помещения 682,3 кв. м. Полагает, что инспекцией взята только уборочная площадь, что и вызвало занижение норматива.

Инспекция в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

ОАО «Архангельская сбытовая компания» в отзыве разрешение апелляционной жалобы оставила на усмотрение суда.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.03.2015 № ОК-06/01-15/1039, административным органом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Управляющая компания «Профмастер» с целью рассмотрения обращения жильца дома № 250 по пр. Ломоносова в г. Архангельске с жалобой на нарушение действующего законодательства при определении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее – ОДН).

В ходе проверки инспекция установила и в акте проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере правильности установления размера платы за коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, от 20.04.2015 № ОК-06/07-01/258 отразила, что при нормативе платы на ОДН в ноябре, декабре 2014 года, январе-феврале 2015 года 80 руб. 40 коп., в квитанциях потребителю квартиры № 98 за ноябрь 2014 года общество выставило плату 153 руб. 69 коп., то есть допустило обсчет в размере 73 руб. 29 коп., за декабрь 2014 года общество выставило плату 103 руб. 50 коп., то есть допустило обсчет в размере 23 руб. 10 коп., за январь 2015 года общество выставило плату 83 руб. 75 коп., то есть допустило обсчет в размере 3 руб. 35 коп., за февраль 2015 года общество выставило плату 239 руб. 29 коп., то есть всего допустило обсчет в размере 158 руб. 89 коп.

Таким образом, при определении размера платы за электрическую энергию на ОДН в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года со стороны общества допущено нарушение порядка ценообразования и обсчет потребителя, проживающего в квартире № 98 дома № 250 по пр. Ломоносова в г. Архангельске.

Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес заявителя предписания об устранении выявленных нарушений от 12.05.2015 № ОК-02/07-06/91 в соответствии с которым обществу предписано в срок до 31.08.2015 произвести перерасчет платы по статье электроэнергия на ОДН потребителю квартиры № 98 дома № 250 по пр. Ломоносова, г. Архангельска: за ноябрь 2014 года в сумме 73 руб. 29 коп., за декабрь 2014 года в сумме 23 руб. 10 коп., за январь 2015 года в сумме 3 руб. 35 коп., за февраль 2015 года в сумме 158 руб. 89 коп.

Общество не согласилось с выданным ему предписанием и обратилось с заявлением в суд.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом отмечено, что оспариваемым предписанием обществу необходимо произвести перерасчет на меньшую сумму, чем та, которая установлена расчетом суда.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее  – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пункту 44 названных Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к этим Правилам.

При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 44 Правил № 354, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Доказательств того, что в спорном доме общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения материалы дела не содержат, заявитель на наличие такого решения не ссылался.

В силу абзаца третьего пункта 44 Правил № 354, в случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил № 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2013 № АКПИ13-805.

Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил № 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с этими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к Правилам (абзац 4 пункта 44 Правил № 354).

Согласно пункту 2 Правил № 354, под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.

Читайте также