Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу n А05-15773/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 октября 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-15773/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 октября 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и                   Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля 2015 года по делу № А05-15773/2014 (судья Дмитревская А.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

акционерное общество «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (ОГРН 1022901174394, ИНН 2906000194; место нахождения: 164840, Архангельская область, город Онега, улица Гутина, дом 2; далее –                АО «Онежский ЛДК», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными распоряжений Территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Приозерного лесничества (ОГРН 1072920001043, ИНН 2920012138; место нахождения: 164284, Архангельская область, Плесецкий район, село Конево,                                 улица Ленинградская, дом 181-а; далее - лесничество) от 24.12.2014 № 1 «О прекращении действия лесной декларации от 28.05.2014 № 01-14/15» и от 24.12.2014 № 71 «Об отказе в приемке лесной декларации».

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил по распоряжению от 24.12.2014 № 1 обязать лесничество устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путём издания и направления заявителю в срок до 06.07. 2015 распоряжения о продлении срока действия лесной декларации от 28.05.2014 № 01-14/15 на 5 месяцев и 15 дней, началом исчисления продлеваемого срока, признать дату вынесения распоряжения о продлении срока действия лесной декларации; по распоряжению от 24.12.2014 № 71 - обязать лесничество устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путём принятия в срок до 06.07.2015 изменений в лесную декларацию от 28.05.2014 № 01-14/15, поданных заявителем 18.12.2014.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 июля                   2015 года заявленные требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции, признав недействительными оспариваемые распоряжения лесничества, обязал лесничество устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

АО «Онежский ЛДК» не согласилось с резолютивной частью решения суда в части не указания судом конкретного способа устранения нарушения прав и законных интересов общества и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции изменить резолютивную часть решения суда в данной части и определить способ устранения допущенного нарушения прав и законных интересов АО «Онежский ЛДК», предложенный обществом. В обоснование своей позиции ссылается на то, что приведенный судом способ, которым надлежит восстановить нарушенное право АО «Онежский ЛДК», не конкретизирован, чем нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

От ответчика, третьего лица отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции  проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой обществом части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, министерство (арендодатель) заключило с АО «Онежский ЛДК» (арендатор) договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 10.04.2013 № 1319, по условиям которого арендодатель передает арендатору за обусловленную сторонами договора плату перечисленные в пункте 1.2 настоящего договора лесные участки для использования леса в целях заготовки древесины в объемах согласно приложению № 3 договора (договор  от 10.04.2013 № 1319 прошел государственную регистрацию).

Срок действия договора установлен сторонами по 14.03.2061 (пункт 1.1 договора от 10.04.2013 № 1319).

Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ от 09.04.2014  № 662 (далее – приказ № 662) об исключении инвестиционного проекта общества «Модернизация производства                           АО «Онежский ЛДК» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 января 2015 года по делу № А40-106402/2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 года, обществу отказано в удовлетворении требования о признании недействительным приказа № 662.

В целях заготовки древесины АО «Онежский ЛДК» в лесничество подана лесная декларация от 28.05.2014 (на срок с 09.06.2014 по 08.06.2015); 18.12.2014 - дополнение в приложение № 1 к указанной декларации.

Руководствуясь приказом № 662 и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», министерство вынесло распоряжение от 11.12.2014 № 1133р (далее – распоряжение № 1133-р) о расторжении заключенных с обществом договоров аренды лесного участка, в том числе договора от 10.04.2013 № 1319.

Письмом от 12.12.2014 министерство сообщило лесничествам о начале работы по расторжению с АО «Онежский ЛДК» договоров аренды, указав, что с момента принятия решения о расторжении договоров аренды у арендатора отсутствуют основания использования лесных участков в целях заготовки древесины и правовые основания для подачи лесных деклараций, также известило ответчика о необходимости, в том числе, принять решения об окончании сроков действия лесных деклараций с уведомлением арендатора.

В соответствии с распоряжением № 1133р руководителем лесничества издано распоряжение от 24.12.2014 № 1 «О прекращении действия лесной декларации № 01-14/15 от 28.05.2014», в котором указано, что срок действия обозначенной лесной декларации следует считать с 09.06.2014 по 24.12.2014.

Кроме того, ответчиком вынесено распоряжение от 24.12.2014 № 71 «Об отказе в приемке лесной декларации» - на основании распоряжения  от 24.12.2014 № 1 отказано в приемке внесения изменений в лесную декларацию от 28.05.2014 по причине прекращения действия лесной декларации от 28.05.2014 № 01-14/15.

Не согласившись с распоряжениями от 24.12.2014 № 1 и от 24.12.2014             № 71, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, руководствуясь следующим.

 Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 марта 2014 года по делу № А05-15767/2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2015 года,   признано недействительным распоряжение министерства № 1133р, а также признаны незаконными действия министерства, выразившиеся во включении в уведомление о расторжении договоров аренды от 12.12.2014 № 204-04-24/8425 указания на необходимость совместно с лесничеством произвести осмотр мест рубок в порядке, установленном договорами аренды, и передачу лесных участков арендодателю по акту приема-передачи (возврата) лесных участков; отсутствие правовых оснований для использования лесов с момента принятия министерством решения о расторжении договоров аренды.

Суды при рассмотрении указанного дела пришли к выводу о том,  распоряжение № 1133р принято с нарушением норм гражданского и лесного законодательства Российской Федерации, поскольку у министерства отсутствует право на односторонний отказ от исполнения договоров.

С учетом положений части 2 статьи 69 АПК РФ, а также того, что оспариваемое распоряжение № 1 принято на основании распоряжения № 1133р, а  распоряжение № 71 – на основании распоряжения № 1, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования общества по настоящему делу.

Доводов о несогласии с решением суда в указанной выше части сторонами не заявлено.

Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с резолютивной частью решения суда в связи с тем, что судом не указаны конкретные способы восстановления нарушенных прав заявителя и сроков их восстановления.

Между тем суд первой инстанции посчитал достаточным указать в целом  на обязанность лесничества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 Кодекса).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации (далее – Правила).

В силу пункта 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 3 статьи 26 Кодекса).

Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 № 18 (действовал в спорный период, далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.

В лесную декларацию вносится, в тои числе, декларируемый период (пункт 4 Порядка).

В пункте 10 Правил предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.

Согласно пункту 12 Правил рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса. Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений и вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосек (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер делянки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений и (или) хранения, вывозки древесины.

В рассматриваемом случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, оснований для продления срока действия лесной декларации в соответствии с нормами действующего законодательства не имеется.

В данном случае изменение указанного в спорной лесной декларации срока заготовки древесины осуществляется в порядке, установленном для подачи лесной декларации Порядком заполнения и подачи лесной декларации (пункт 12), то есть путем подачи новой декларации, в которую внесены соответствующие изменения, что и указано судом первой инстанции.

Следовательно, у суда не имелось законных оснований для указания предложенного обществом способа восстановления нарушенного права в связи с изданием лесничеством распоряжения от 24.12.2014 № 1 в виде обязания лесничество устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путём издания и направления заявителю в срок до 06.07. 2015 распоряжения о продлении срока действия лесной декларации от 28.05.2014 № 01-14/15 на 5 месяцев и 15 дней, началом исчисления продлеваемого срока, признать дату вынесения распоряжения о продлении срока действия лесной

Кроме того, учитывая, что срок действия лесной декларации от 28.05.2014 установлен с 09.06.2014 по 08.06.2015 и на момент рассмотрения дела в суде и вынесения оспариваемого решения указанный срок истёк, внести в данную декларацию какие-либо изменения не представляется возможным.

Соответственно, применительно к распоряжению от 24.12.2014 № 71 также не представляется возможным обязать лесничество устранить допущенные нарушения прав

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу n А66-7021/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также