Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу n А44-3738/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 сентября 2015 года

г. Вологда

Дело № А44-3738/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 22 сентября 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 июля 2015 года по делу № А44-3738/2015 (судья Куропова Л.А.),

у с т а н о в и л:

администрация Пестовского городского поселения (ОГРН 1055302049230, ИНН 5313005704; место нахождения: 174510, Новгородская область, город Пестово, улица Советская, дом 10; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864; место нахождения: 173009, Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; далее – учреждение, фонд, ФСС) о признании недействительным решения от 23.04.2015 № 80 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также о возложении на фонд обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 03 июля 2015 года по делу № А44-3738/2015 заявленные требования удовлетворены.

Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Полагает, что поскольку объектом обложения страховыми взносами признаются и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений, а также в связи с тем что единовременные выплаты на лечение (оздоровление) не поименованы в установленном статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ) перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы, то они должны быть включены в базу для начисления страховых взносов.

Администрация в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки деятельности администрации по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 фондом составлен акт выездной проверки от 01.04.2015 № 178 (том 1, листы 21-24), а также с учетом возражений страхователя от 07.04.2015  № 257 (том 1, листы 28-31) принято решение от 23.04.2015 № 80 (том 1, листы 51-53).

Указанным решением администрация привлечена к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ  в виде штрафа в размере 48 руб. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов.

Кроме этого, заявителю предложено перечислить в добровольном порядке недоимку в размере 240 руб., пени в сумме 44 руб. 41 коп.

Основанием для привлечения к ответственности и начисления указанных сумм страховых взносов и пеней послужил вывод фонда о том, что администрацией в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 17 и статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ не начислены страховые взносы на произведенные в 2014 году выплаты единовременного характера на лечение (оздоровление) муниципальным служащим администрации на сумму 120 000 руб.

Не согласившись с решением фонда от 23.04.2015 № 80, администрация обратилась в арбитражный суд с указанным выше заявлением.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.

В силу пункта 1 статьи 1 Закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.

В соответствии с положениями статьи 3 данного Закона под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховой тариф - это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц.

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона № 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.

В силу пункта 1 статьи 20.1 указанного Закона, введенной в действие с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Из приведенной нормы следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Поскольку Закон № 125-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Предусмотренные статьей 129 Трудового кодекса компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.

Компенсации, определенные статьей 164 Трудового кодекса как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 указанного Закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона                № 125-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 20.2 данного Закона  не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ) регулируются отношения, связанные с прохождением муниципальной службы.

В соответствии с частью 2 статьи 3 данного Закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 2 Закона № 25-ФЗ муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (пункт 3 части 1 статьи 11 Закона № 25-ФЗ).

 В силу части 1 статьи 22 Закона № 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 23 Закона № 25-ФЗ установлены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. При этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 25 Закона № 25-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 9 Закона Новгородской области от 25.12.2007 № 240-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области» (далее – областной закон) установлено, что Уставом муниципального образования муниципальным служащим может быть предоставлена дополнительная гарантия в виде ежегодной единовременной выплаты на лечение (оздоровление).

Постановлением Новгородской областной Думы от 27.11.2013                            № 813-5 ОД «Об установлении размера единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год» установлен  размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год лицам, замещающим государственные должности Новгородской области и должности государственной гражданской службы Новгородской области, в сумме 40 050 руб.

Статьей 34 Устава Пестовского городского поселения определена дополнительная социальная гарантия  муниципальных служащих Пестовского городского поселения в виде единовременной выплаты на лечение (оздоровление).

Решением Совета депутатов Пестовского городского поселения от 19.07.2015 № 59 утверждено Положение об оплате труда (денежного содержания) выборного лица, осуществляющего  свои полномочия на постоянной основе в администрации Пестовского городского поселения, пунктом 4 которого установлена единовременная выплата на лечение (оздоровление) лицу, занимающему выборную должность, которая выплачивается один раз в год в размере, установленном Думой Новгородской области.

Аналогичная выплата предусмотрена Положением об оплате труда (денежного содержания) муниципальных служащих администрации Пестовского городского поселения, принятого решением  Совета депутатов Пестовского городского поселения от 19.07.2011 № 60 (пункты 10.1 и 10.2) (том 1, листы  54-63).

Решением Совета депутатов Пестовского городского поселения от 17.12.2013 единовременная выплата на лечение (оздоровление) на 2014 год установлена  в размере 40 000 руб. (том 1, лист  64).

В рассматриваемом случае единовременная выплата в размере 40 000 руб. была выплачена главе Пестовского  городского поселения на основании приказа от 07.05.2014 № 15рг, заместителю главы администрации Пестовского городского поселения (приказ от 01.07.2014 № 20-рг), ведущему специалисту –юристу (приказ от 16.07.2014 № 24-рг), то есть муниципальным служащим и в пределах установленных размеров.

Таким образом, выплаты муниципальным служащим  единовременного пособия на лечение (оздоровление), основанные на решениях представительных органов местного самоуправления и законодательных актах субъекта Российской Федерации, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и представляют собой дополнительный вид гарантий муниципальных служащих, предусмотренный приведенными выше областным законом, Уставом, решениями Совета депутатов Пестовского городского поселения, Положением об оплате труда, следовательно правомерно не включены администрацией в базу для исчисления страховых взносов (аналогичные выводы содержатся в и судебных актах по делу                                             № А05-8734/2014, в том числе определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2015 № 303-КГ15-9721).

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 03 июля                       2015 года по делу № А44-3738/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                       Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Н.Н. Осокина

О.Ю. Пестерева

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по делу n А66-9507/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также