Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу n А13-5207/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 17 сентября 2015 года г. Вологда Дело № А13-5207/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года. В полном объеме постановление изготовлено 17 сентября 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В., при участии от истца Мешковой А.М. по доверенности от 24.12.2014 № 10-12/109, от ответчика Лазаревой И.В. главы муниципального образования (удостоверение от 09.04.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Погореловское» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2015 года по делу № А13-5207/2015 (судья Кургин А.Ф.), у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда» (место нахождения: город Вологда, улица Октябрьская, дом 51; ОГРН 1023500876046, ИНН 3525104171; далее – Газпром) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «Погореловское» в лице администрации муниципального образования» (место нахождения: Вологодская область, Тотемский район, деревня Погорелово, улица Центральная, дом 45; ОГРН 1053500510447, ИНН 3518005733; далее –Администрация) о взыскании 1 370 195 руб. 39 коп. задолженности. Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшил размер исковых требований до 1 254 412 руб. 41 коп. Уточнение иска судом принято. Решением суда от 01 июля 2015 года исковые требования удовлетворены полностью. Кроме того, с Администрации в пользу Газпрома взыскано 26 702 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Ссылается на недействительность (ничтожность) сделки по выдаче муниципальной гарантии в связи с нарушением при ее выдаче статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), а также порядка предоставления муниципальной гарантии, утвержденного постановлением Администрации от 23.01.2008 № 12. Отмечает, что в соответствии с протестом прокурора Тотемского района решение Совета муниципального образования «Погореловское» от 10.09.2014 № 60 о предоставлении муниципальной гарантии отменено. В бюджете поселения отсутствует статья расходов на компенсацию выпадающих доходов. Представитель Администрации в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в суде апелляционной инстанции доводы жалобы отклонили, просили ее оставить без удовлетворения. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. Как усматривается в материалах дела, истцом (поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (далее – Общество, покупатель) заключен договор поставки газа от 25.09.2013 № 10-4-2510/13, в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2013, по условиям которого поставщик обязуется поставлять покупателю с 25.09.2013 по 16.08.2014 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, а покупатель получать (выбирать) данный газ и производить его оплату. Согласно пункту 5.5.1 договора поставки газа окончательный платеж за месяц осуществляется покупателем в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитывается как разница между фактической стоимостью по договору в соответствии с пунктом 5.3 договора, определенной товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведенными покупателем платежами за газ. Также истцом (бенефициар), Администрацией (гарант) и Обществом (принципал) 25.09.2013 заключен договор № 1 о предоставлении муниципальной гарантии, по условиям которого гарант при условии выполнения бенефициаром и принципалом требований договора обязуется выдать принципалу гарантию, обеспечивающую надлежащее исполнение принципалом обязательств перед бенефициаром за поставленный природный газ для отопления жилого фонда и объектов социальной сферы муниципального образования «Погореловское». В силу пункта 1.2 договора о предоставлении муниципальной гарантии гарант обязуется уплатить по письменному требованию бенефициара в порядке и размере, установленных договором и гарантией, денежную сумму в валюте Российской Федерации в случае неисполнения принципалом в срок до 01.01.2015 обязательств по договору поставки газа от 25.09.2013 № 10-4-2510/13 по оплате задолженности поставленного природного газа для отопления жилого фонда и объектов социальной сферы муниципального образования «Погореловское» в размере 1 685 195 руб. 39 коп. Согласно пункту 2.1 договора о предоставлении муниципальной гарантии гарант гарантирует обязательства принципала по погашению задолженности в срок до 01.01.2015 за поставленный природный газ для отопления жилого фонда и объектов социальной сферы муниципального образования «Погореловское». Пунктами 5.1, 5.2 договора о предоставлении муниципальной гарантии установлено, что гарантия вступает в силу с момента подписания договора, срок ее действия заканчивается 01.06.2015. Газпром 14.01.2015 направил в адрес Общества письменное требование об уплате 1 685 195 руб. 39 коп. долга. В установленный срок требование должником не исполнено. В связи с отказом Общества удовлетворить требование Газпрома последний обратился с требованием к Администрации об уплате денежной суммы по муниципальной гарантии. Наличие у Администрации перед истцом неисполненного обязательства по договору о предоставлении муниципальной гарантии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) под государственной или муниципальной гарантией (государственной гарантией Российской Федерации, государственной гарантией субъекта Российской Федерации, муниципальной гарантией) понимается вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» арбитражным судам разъяснено, что государственная (муниципальная) гарантия представляет собой не поименованный в главе 23 «Обеспечение исполнения обязательств» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, при котором публично-правовое образование дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично (пункт 1 статьи 115 БК РФ, пункт 1 статьи 329 ГК РФ). К правоотношениям с участием публично-правовых образований в силу пункта 2 статьи 124 ГК РФ подлежат применению нормы ГК РФ, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Соответственно к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей государственных (муниципальных) гарантий, применяются нормы статей 115 - 117 БК РФ, устанавливающие особенности правового регулирования указанных правоотношений и обуславливаемые спецификой их субъектного состава, общие положения ГК РФ о способах обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ), а также в силу сходства данных правоотношений с отношениями, урегулированными нормами параграфа 5 главы 23 названного Кодекса, - нормы ГК РФ о договоре поручительства (пункт 1 статьи 6 ГК РФ). Соответственно, государственная (муниципальная) гарантия является способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, к правоотношениям, возникающим в связи с выдачей подобных гарантий, применимы нормы ГК РФ о поручительстве. Согласно пункту 1 статье 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (пункт 1 статьи 363 того же Кодекса). В соответствии с пунктом 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Таким образом, предъявив к должнику требование о погашении долга и не получив от него ответ, истец обоснованно обратился с требованием платежа к гаранту, несущему субсидиарную ответственность по обязательствам должника (принципала). Ссылка Администрации на недействительность (ничтожность) сделки по выдаче муниципальной гарантии в связи с нарушением при ее выдаче статьи 19 Закона № 135-ФЗ, а также порядка предоставления муниципальной гарантии, утвержденного постановлением Администрации от 23.01.2008 № 12, является безосновательной. Статья 19 Закона № 135-ФЗ содержит перечень государственных и муниципальных преференций, к которым пункт 20 статьи 4 этого же Закона относит и муниципальные гарантии. Вместе с тем ответчиком не доказано, что спорная муниципальная гарантия отвечает признакам муниципальной преференции, приведенным в пункте 20 статьи 4 Закона № 135-ФЗ. В силу статьи 362 ГК РФ договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. В пункте 3 статьи 115 БК РФ определено, что письменная форма муниципальной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность). Пункт 5 данной статьи устанавливает перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в государственной или муниципальной гарантии. Из материалов дела следует, что письменная форма рассматриваемой сделки соблюдена, существенные условия договора сторонами согласованы, что соответствует положениям пунктов 3, 5 статьи 115 БК РФ. Заявляя о нарушении при выдаче муниципальной гарантии порядка предоставления муниципальной гарантии, утвержденного постановлением Администрации от 23.01.2008 № 12, ответчик не указал, в чем данное нарушение допущено. Сделка недействительной в судебном порядке не признана. Довод Администрации о том, что в соответствии с протестом прокурора Тотемского района решение Совета муниципального образования «Погореловское» от 10.09.2014 № 60 о предоставлении муниципальной гарантии отменено, судебной коллегией не принимается. В разделе 6 договора о предоставлении муниципальной гарантии изложен исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия гарантии. Отмена решения уполномоченного органа о предоставлении муниципальной гарантии как основание прекращения ее действия в данном перечне не поименовано. Иных доводов, свидетельствующих о нарушении требований законодательства при оформлении муниципальной гарантии, Администрация не приводит. Ссылка Администрации на отсутствие в бюджете поселения статьи расходов на компенсацию выпадающих доходов подлежит отклонению судебной коллегией. Нормы БК РФ не предусматривают освобождение органа местного самоуправления от исполнения полностью или в части законно принятых на себя обязательств по муниципальной гарантии, в том числе при недостаточности в бюджете поселения бюджетных ассигнований на погашение данного вида долгового обязательства. При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования и правомерном его удовлетворении судом. В связи с изложенным, поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе Администрации не рассматривался, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет. Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июля 2015 года по делу № А13-5207/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Погореловское» - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий Л.Н. Рогатенко
Судьи И.В. Кутузова
А.А. Холминов Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу n А44-1327/2015. Изменить решение (ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|