Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А05-298/2015. Изменить решение (ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 августа 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-298/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Моисеевой И.Н. и                Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания  Коряковской М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ремонтно-эксплуатационное управление» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2015 года по делу № А05-298/2015 (судья Бунькова Е.В.),

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление» (место нахождения: 125284, город Москва, улица Поликарпова, дом 21/2; ОГРН 1097746358412; ИНН 7714783092) (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу «Славянка» (место нахождения: 129110, город Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ОГРН 1097746264219;                            ИНН 7702707386) (далее - Общество) о взыскании 3 628 065 руб.                        33 коп., в том числе 3 129 304 руб. 21 коп. долга за тепловую энергию и          498 761 руб. 12 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Определением суда от 19.01.2015 требование Управления к Обществу о взыскании 107 435 руб. 10 коп. долга за тепловую энергию, поставленную с октября по декабрь 2012 года по договору от 01.04.2012 № 40202-09-01-001, и 17 965 руб. 74 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.11.2012 по 29.12.2014 выделено в отдельное производство с присвоением ему номера настоящего дела (А05-298/2015).  

Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать 107 435 руб. 10 коп. долга и 19 541 руб. 46 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.11.2012 по 03.03.2015. Уточнение размера иска судом принято.

Решением суда от 10 марта 2015 года исковые требования Управления удовлетворены частично. С Общества в пользу Управления взыскано            6074 руб. 65 коп., в том числе 5165 руб. 52 коп. долга и 909 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части иска отказано. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 230 руб. государственной пошлины, с Управления  -         4579 руб. государственной пошлины.

Управление с судебным решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и  принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, он правомерно применил тариф, установленный постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.12.2011 № 99-э/49 (далее - Постановление № 99-э/49) при расчете стоимости тепловой энергии, оснований для применения истцом иного тарифа, в том числе средневзвешенного регионального тарифа в размере 1617 руб.                  71 коп./Гкал, не имелось.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи  с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается в материалах дела, Управлением (теплоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен договор теплоснабжения от 01.04.2012 № 40202-09-01-001, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункт 2.1 договора).

В пункте 8.3 договора установлен срок оплаты тепловой энергии и теплоносителя – до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.

Согласно пункту 7.1 договора расчет стоимости тепловой энергии и теплоносителя производится по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. В случае установления органами местного самоуправления в пределах одного муниципального округа тарифа на тепловую энергию или горячее водоснабжение для населения, тот для расчетов стороны принимают данный тариф.

Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что до момента утверждения тарифа на услуги теплоснабжения теплоснабжающей организации, стоимость собственной тепловой энергии рассчитывается исходя из средневзвешанных региональных тарифов на тепловую энергию для объектов потребления абонента по данным Федеральной службы по тарифам России           (приложение 10).

В спорный период Управлением произведена поставка тепловой энергии и теплоносителя в дома, определенные сторонами в приложении  1 к договору, находящиеся в управлении ответчика на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 № 1-УЖФ, заключенного Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и Обществом (управляющая компания).

Поскольку задолженность по оплате тепловой энергии ответчиком погашена не в полном размере, истец обратился с арбитражный суд с иском.

На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу статьи 548 ГК РФ правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В исковой период истец предъявлял ответчику к оплате тепловую энергию по тарифу 5139 руб./Гкал (без учета налога на добавленную стоимость).

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Мезенского муниципального района, оплачивающим производство и передачу тепловой энергии, на 2012 год установлены истцу Постановлением № 99-э/49.

Между сторонами возник спор по тарифу, подлежащему применению в спорный период. По объему отпущенной энергии спор отсутствует.

Суд первой инстанции, учитывая, что в Постановлении № 99-э/49 население в отдельную группу потребителей не выделено, то есть в 2012 году отдельный тариф на тепловую энергию для населения утвержден не был, принял позицию и контррасчет ответчика, согласно которым долг рассчитан по средневзвешенному региональному тарифу на тепловую энергию (1617 руб.    71 коп./Гкал), применение которого предусмотрено пунктом 7.2 договора.

Между  тем суд первой инстанции не учел следующее.

В соответствии со статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, подлежат государственному регулированию.

Согласно части 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

Из указанных выше норм права следует, что тариф на тепловую энергию подлежит установлению для ресурсоснабжающей организации, а не для группы потребителей.

Статья 10 Закона о теплоснабжении предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.

При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

В силу подпункта «а» пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (в редакции, действовавшей в спорный период;  далее - Правила № 124), стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), действующих с 01.09.2012, определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.

Таким образом, нормы жилищного законодательства также предусматривают расчет стоимости коммунальных услуг по тарифам, утвержденным для ресурсоснабжающих организаций, и только в случае установления тарифов, дифференцированных по группам потребителей (в том числе и льготных тарифов), - по тарифам, утвержденным для соответствующей группы потребителей.

В соответствии со статьей 4 Закона Архангельской области от 02.07.2012 № 512-32-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций» (далее - Закон № 512-32-ОЗ) в 2012 году право на льготы предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.

Основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 настоящего Закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (пункт 1 статьи 5 Закона № 512-32-ОЗ).

Для населения Мезенского муниципального района, получающего тепловую энергию от Управления, льготный тариф не установлен, следовательно не предусмотрена и компенсация убытков, связанных с применением льготных тарифов.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 7.2 договора средневзвешенные региональные тарифы подлежат применению до момента утверждения тарифа на услуги теплоснабжения теплоснабжающей организации.

Тарифы на тепловую энергию для Управления на 2012 год установлены в Постановлении № 99-э/49, поэтому оснований для применения при расчетах между сторонами в период с октября по декабрь 2012 года средневзвешенного регионального тарифа не имелось.

При таких обстоятельствах истец правомерно предъявил к оплате ответчику стоимость тепловой энергии, отпущенной в период с 01.10.2012 по 31.12.2012  по тарифу 5139 руб./Гкал, установленному Постановлением            № 99-э/49.

Таким образом, при определении суммы задолженности за тепловую энергию, отпущенную на нужды отопления, судебная коллегия принимает расчет истца на

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2015 по делу n А66-5428/2015. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также