Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А13-5546/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 августа 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-5546/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 05 августа 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,

при участии от Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области Наумовой Е.Ю. по доверенности от 01.08.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 июня 2015 года по делу № А13-5546/2015 (судья Коротышев Е.Н.),

у с т а н о в и л:

 

Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27;                                 ОГРН 1093525000040, ИНН 3525217070; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Вологодской области) (109097, г. Москва,                ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; далее - Министерство) о взыскании 2 498 400 руб. затрат, связанных с предоставлением жилого помещения ветерану боевых действий.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство строительства), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент имущественных отношений).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04.06.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Департаменту в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что Российская Федерация в лице Министерства выполнила свои обязательства, предоставив в полном объеме субъекту Российской Федерации - Вологодской области средства федерального бюджета, предусмотренные на 2011 и 2012 годы, на обеспечение жильем ветеранов (в том числе ветеранов боевых действий) и инвалидов.

Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.

Министерство, Министерство строительства и Департамент имущественных отношений надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Министерство строительства и Департамент имущественных отношений ходатайствуют о рассмотрении дела без участия их представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Департамент имущественных отношений в отзыве на апелляционную жалобу против ее удовлетворения возражал.

Заслушав объяснения представителя Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, во исполнение решения Вологодского городского суда от 09.07.2010 по делу № 2-2857/2010 истец приобрел в собственность Вологодской области и предоставил по договору социального найма ветерану боевых действий Арзуманяну Ашоту Андрюшевичу квартиру по адресу: г. Череповец, ул. Данилова, д. 26 кв. 74 (далее - квартира), стоимостью 2 498 400 руб. 00 коп.

Арзуманян А.А. 16.01.2013 заключил договор на передачу квартиры в собственность (приватизировал).

В связи с тем, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями ветеранов боевых действий не отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, истец обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) меры социальной поддержки ветеранов, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки ветеранов боевых действий в силу пункта 3 части 1 статьи 16 Закона о ветеранах является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Закона.

Статьей 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 14, 16 и 21 настоящего Закона.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 23.2 Закона о ветеранах по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.

В таблице 23 приложения 30 к Федеральному закону от 13.12.2010               № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Вологодской области предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Законом о ветеранах и Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), в размере 41 984 900 руб.

В таблице 18 приложения 28 к Федеральному закону от 30.11.2011               № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Вологодской области предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Законом о ветеранах и Законом № 181-ФЗ, в размере 40 327 000 руб.

Однако объем переданных Российской Федерацией средств не покрывает расходы субъекта Российской Федерации от предоставления льгот, предусмотренных Законом о ветеранах.

Поскольку Министерство не доказало, что обеспечило                                субъект Федерации – Вологодскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, суд первой инстанции правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2 498 400 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства на основании статей 15, 16 ГК РФ.

Основания полагать, что квартира приобретена истцом на средства субвенции, перечисленной субъекту Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку согласно Порядку предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 № 945, форма мер по социальной поддержке, утвержденная в Вологодской области, – предоставление единовременной выплаты ветеранам на строительство или приобретение жилья.

Таким образом, субъект Российской Федерации – Вологодская область не вправе на поступившие из федерального бюджета средства приобретать жилые помещения и передавать их ветеранам.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина Министерством в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 июня 2015 года по делу № А13-5546/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

А.Я. Зайцева

Н.В. Чередина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А44-1108/2015. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также