Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А05-244/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 04 августа 2015 года г. Вологда Дело № А05-244/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года. В полном объёме постановление изготовлено 04 августа 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноваловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 апреля 2015 года по делу № А05-244/2015 (судья Быстров И.В.), у с т а н о в и л:
федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН 1022900525691; ИНН 2901073858; место нахождения: 163058, г. Архангельск, ул. Силикатчиков, д. 20; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 5, корп. 1; далее - Управление) о признании незаконным изложенного в сообщении от 12.12.2014 № 01/139/2014-075,076 отказа в государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на объекты недвижимого имущество, а также о возложении обязанности произвести действия по государственной регистрации права оперативного управления на прогулочный дворик с проходными коридорами (общая площадь 293,9 кв.м, 1 этаж) и погреб (общая площадь 35,7 кв.м, 1 этаж), расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Силикатчиков, д. 20. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (ОГРН 1047797031479, ИНН 7706562710; место нахождения: 119049, г. Москва, ул. Житная, д. 14; далее - ФСИН России) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2; далее - Управление Росимущества). Решением суда от 27 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены. Управление не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Указывает на отсутствие сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемые Учреждению в оперативное управление объекты. Полагает, что внесение в реестр федерального имущества записи о федеральной собственности на спорные объекты не свидетельствует о возникновении права федеральной собственности на них. Считает, что суд неправомерно отклонил доводы Управления о том, что спорные объекты являются самовольными постройками. Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным. Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, 29.10.2014 Учреждение обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества: прогулочный дворик с проходными коридорами с кадастровым номером 29:22:073201:62 и погреб с кадастровым номером 29:22:073201:82, расположенные по адресу: г. Архангельск, ул. Силикатчиков, д. 20. Управление 07.11.2014 по результатам правовой экспертизы на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ) приостановило государственную регистрацию права оперативного управления на указанные объекты на один месяц, о чем заявитель извещен соответствующим уведомлением. Сообщением от 12.12.2014 № 01/139/2014-075,076 Управление отказало Учреждению в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты на основании абзацев четвертого и десятого пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о государственной регистрации права федеральной собственности на спорные объекты, а другие документы, подтверждающие возникновение у Учреждения в ином установленном действующим законодательством порядке права оперативного управления на спорные объекты, не представлены. При этом Управление исходило из положений статей 209, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым, по мнению Управления, право оперативного управления является производным от права собственности и не может возникнуть ранее последнего. Учреждение, посчитав необоснованным отказ Управления в государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Пунктом 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно статье 17 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иная документация, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. В соответствии со статьей 16 Закона № 122-ФЗ регистрация прав производится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для проведения государственной регистрации. В силу пункта 1 статьи 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Статьей 13 названного Закона предусмотрено, что при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствие других оснований для отказа или приостановления регистрационных действий. Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона № 122-ФЗ. Согласно абзацам четвертому и десятому пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона № 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. В данном случае Учреждение предоставило в Управление в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию права оперативного управления заключенный с ФСИН России договор от 04.06.2013 № 5-032 о передаче ему федерального имущества в оперативное управление, приложение № 1 к названному договору - «Перечень объектов недвижимости», кадастровые паспорта на указанные объекты, выписки из реестра федерального имущества, согласно которым спорные объекты учтены в реестре федерального имущества. В кадастровых паспортах содержались все необходимые для государственной регистрации характеристики объектов, в том числе адрес, площадь и этажность, а также сведения о назначении объекта и дате ввода его в эксплуатацию. Спорные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 29:22:073201:001, находящемся в федеральной собственности и на основании подпункта 8 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации изъятом из оборота по причине того, что он занят находящимися в федеральной собственности объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний. Данный земельный участок предоставлен для размещения объектов закрытой зоны Учреждения и территории с режимными требованиями. В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что представленные на государственную регистрацию распорядительные документы свидетельствовали о передаче объектов недвижимости на праве оперативного управления Учреждению, соответствовали по форме и содержанию требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражали информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Управления об отсутствии государственной регистрации права собственности Российской Федерации на эти объекты, поскольку это не является основанием для отказа в государственной регистрации права оперативного управления на объекты. Также суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Управления о том, что спорные объекты являются самовольными постройками, поскольку они опровергаются имеющимися в деле доказательствами. Кроме того, данные доводы не были положены в основу оспариваемого отказа в государственной регистрации права. В связи с этим суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на указанные объекты. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 апреля 2015 года по делу № А05-244/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Н.Н. Осокина Судьи О.Б. Ралько В.И. Смирнов Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу n А52-391/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|