Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n А66-9326/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

30 марта 2009 года                     г. Вологда                        Дело № А66-9326/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Кудина А.Г., Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Перетятько А.С.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской   области от 26 января 2009 года  по делу № А66-9326/2008  (судья Белов О.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью "Труженник" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (далее – налоговая инспекция) от 09.10.2008 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 января  2009 года по делу № А66-9326/2008 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области от 09.10.2008 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Труженник", на основании документов, полученных 02.10.2008, вх. № 9696А, признано недействительным.

Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Труженник".

Налоговая инспекция с  решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и признать законным и обоснованным оспариваемое решение. В обоснование ссылается на то, что в регистрирующий орган были предоставлены заведомо ложные сведения о создании общества, которые противоречат положениям Федерального закона от  08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ).  Также, по мнению налоговой инспекции, не соблюден установленный Законом № 14-ФЗ порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. В связи с чем общество не представило в регистрирующий орган соответствующее Закону № 14-ФЗ решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица и изменения в учредительные документы. Поэтому налоговая инспекция считает обоснованным отказ в регистрации изменений в сведения о юридическом лице, принятым в соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ).

Общество в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налоговой инспекции – без удовлетворения. В обоснование ссылается на то, что при принятии решения арбитражным судом были выяснены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушение норм материального  и процессуального права допущено не было. Ссылается на то, что 12 февраля 2009 года налоговой инспекцией были зарегистрированы изменения в учредительные документы, связанные с исключением из состава участников общества умершего Долинина В.Н.

Налоговая инспекция и общество  надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей  в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела,  суд  апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Труженник»  зарегистрировано 12.03.2008 за основным государственным регистрационным номером 1086952005645.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и учредительном договоре, его учредителями являлись                           28 физических лиц, в том числи Долинин Виктор Николаевич, проживавший по адресу: Тверская область, Весьегонский район, д. Савино, д.40, с долей в уставном капитале в размере 49 000 руб., оплаченной путем внесения  земельного участка (земли сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства) общей площадью 24 839 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Весьегонский район,                               с/п Романовское, в 1400 м. по направлению на юго-восток от ориентира д. Чурилково (кадастровый номер 69:05:00 00 19:0137), принадлежащего указанному лицу на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права, выданного 06.07.2007 серии 69 АА                        № 964602.

Однако, как следует из представленной в материалы дела записи  акта о смерти от 10.01.2008 № 10, Долинин В.Н. умер 02.01.2008 (лист дела 115) и, соответственно, он не мог выступать в качестве учредителя общества на момент его создания.

В связи с изложенным общим собранием участников общества от 17.07.2008  с целью устранения допущенных при регистрации юридического лица нарушений принято решение о внесении изменений в учредительные документы, касающиеся изменения состава участников общества и соответственного уменьшения в связи с этим уставного капитала.

В соответствии с указанным решением Долинин В.Н. был исключен из состава участников общества с одновременным уменьшением уставного капитала юридического лица  на 49 000 руб.

На основании указанного решения общество 02.10.2008 обратилось в налоговую инспекцию для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Налоговая инспекция решением от 09.10.2008 на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказала обществу  в  государственной регистрации вносимых изменений в учредительные документы юридического лица в связи с непредставлением определённых статьей 17 названного Закона документов, необходимых для государственной регистрации.

В обоснование отказа налоговая инспекция сослалась на непредоставление подписанного заявителем заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

При этом налоговая инспекция посчитала, что представленное обществом заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не соответствует требования указанного постановления, так как вносимые в учредительные документы изменения не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а именно: невозможно исключить из состава участников общества лицо, которое на момент его создания являлось умершим и не могло быть учредителем юридического лица.

Суд первой инстанции  признал недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции, посчитав, что оно не соответствует Закону № 129-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Статьей 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с положениями статьи 17 Закона № 129-ФЗ  для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Следовательно, общество в соответствии с указанной нормой обязано представить заявление установленной формы, подтверждающее, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

В случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ допускается отказ в государственной регистрации.

Статьей 10 Закона № 14-ФЗ установлены основания для исключения участника из общества, исходя из положений которой  участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Иных оснований для исключения участника из общества указанный Закон не содержит.

Статьей 20 Закона № 14-ФЗ предусмотрен порядок уменьшения уставного капитала общества, исходя из положений которой, общество вправе, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязано уменьшить свой уставный капитал. Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу.

Согласно пункту 4 указанной статьи в течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного капитала общество обязано письменно уведомить об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере всех известных ему кредиторов общества, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Государственная регистрация уменьшения уставного капитала общества осуществляется только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

В данном случае общество не представило ни в регистрирующий орган, ни в суд доказательства соблюдения установленного порядка уменьшения уставного капитала.

Также исходя из положений  статьи 21 Закона № 14-ФЗ  доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества.

До принятия наследником умершего участника общества наследства права умершего участника общества осуществляются, а его обязанности исполняются лицом, указанным в завещании, а при отсутствии такого лица управляющим, назначенным нотариусом.

На основании положений статьи 36 данного Закона орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества.

В уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания участников общества, а также предлагаемая повестка дня.

В силу статьи 38 Закона № 14-ФЗ участники общества вправе участвовать в общем собрании лично или через своих представителей. Представители участников общества должны предъявить документы, подтверждающие их надлежащие полномочия. Доверенность, выданная представителю участника общества, должна содержать сведения о представляемом и представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные), быть оформлена в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации или удостоверена нотариально.

В данном случае лицо, осуществляющее права и обязанности умершего участника общества, не участвовало в проведенном 17.07.2008 общем собрании  участников общества, также не представлены доказательства его надлежащего извещения о проведении собрания в порядке, предусмотренном законом и уставом общества.

Неизвещение данного лица о месте и времени проведения общего собрания участников общества является существенным нарушением его прав, предусмотренных законом, а именно права на участие в управлении делами общества.

В соответствии с этим суд апелляционным инстанции считает, что  вносимые в учредительные документы юридического лица изменения не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, недостоверны и обществом не соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

В связи с этим налоговая инспекция правомерно на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закон № 129-ФЗ отказала обществу в  государственной регистрации вносимых изменений в учредительные документы юридического лица в связи с непредставлением определённых статьей 17 названного Закона документов, необходимых для государственной регистрации.

Суд не может принять во внимание доводы общества о том, что 19.02.2009  налоговая инспекция зарегистрировала изменения в учредительные документы, связанные с исключением из состава участников общества умершего                Долинина В.Н.

Как следует из письменных пояснений налогового органа решение о регистрации 12.02.2009 указанных изменений в учредительные документы  принято на основании решения Арбитражного суда Тверской области от  26.01.2009 по данному делу, которым суд обязал налоговую инспекцию устранить

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу n А05-13179/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также