Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n А44-1880/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 марта 2009 года

г. Вологда

Дело № А44-1880/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Елагиной О.К. и Моисеевой И.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ляпаковой Н.А.,

при участии от ответчика Фокина Н.В. по доверенности от 03.02.2009, Козырева С.П. - генерального директора,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИнтерЛесСервис» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 января 2009 года по делу       № А44-1880/2008 (судья Чепрасов А.В.),

 

у с т а н о в и л :

 

Комитет лесного хозяйства Новгородской области в лице Чудовского лесничества (далее – Комитет лесного хозяйства) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ИнтерЛесСервис» (далее – Общество) о взыскании     890 042 руб. задолженности по арендным платежам за пользование участком лесного фонда.

Впоследствии Комитет лесного хозяйства в порядке статьи                       49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) увеличил размер исковых требований до 1 477 808 руб. Увеличение размера исковых требований судом принято.

К участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов администрации Новгородской области (далее – Комитет финансов).

Решением суда от 23 января 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскано 18 889 руб. 04 коп. государственной пошлины.

Общество с судебным решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске - отказать. Мотивирует тем, что согласно условиям заключенного 21.02.2003 сторонами договора  № 9 аренды участков лесного фонда размер арендной платы может быть изменен с момента введения в действие новых минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. Считает, что с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 « О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» размер арендной платы должен исчисляться исходя из ставок платы, им утвержденных; понятия «минимальная ставка за древесину на корню», а также «превышающая минимальную ставку» не должны использоваться. Обращает внимание на факт игнорирования ответчиком просьб Общества о пересмотре размеров арендных платежей и разъяснении порядка их определения,  акцептов, направленных на внесение изменений в договор аренды. Отмечает, что судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, которые влекут отмену обжалуемого решения, в частности указывает на отсутствие в материалах дела: определения о назначении судебного заседания на 08.08.2008; доказательств направления уведомления о дате и месте судебного заседания лицам, участвующим в деле; протоколов судебного заседания от 08.08.2008 и 12.01.2009; нумерации страниц второго тома. Ссылается на ненадлежащее оформление истцом заявлений об увеличении иска, поскольку они подписаны представителем Комитета лесного хозяйства Василенко Т.И. по доверенности, которой в материалах дела нет.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители Общества доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

 Комитет лесного хозяйства, Комитет финансов о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи  с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266  АПК РФ. В отзыве на апелляционную жалобу Комитет лесного хозяйства отклонил изложенные в ней доводы, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу  – без удовлетворения.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей ответчика, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между федеральным государственным учреждением «Чудовский лесхоз» Управления природных ресурсов и  окружающей среды по Новгородской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) 21.02.2003 заключен договор № 9 аренды участка лесного фонда, согласно которому арендатор принял в аренду  участок лесного фонда на территории арендодателя в Селищенском, Лезненском, Грузинском лесничествах на общей площади 15 703 га с целью ежегодного объема заготовок древесины 52,7 тыс. куб. метра сроком действия на 49 лет.

Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года.

Согласно пункту 5.1 данного договора размер арендной платы за весь арендуемый  участок лесного фонда составил 159 925 руб. исходя из расчета 30,35 руб. за куб. метр древесины на корню. По ставкам  минимальной платы стоимость 1 куб. метра обезличенной древесины составляет 19,83 руб.

Пунктом 5.6 договора предусмотрено изменение арендной платы арендодателем в одностороннем порядке, в том числе в связи с  повышением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню с момента введения в действие новых минимальных ставок. Размер арендной  платы согласно пункту 5.7 рассматриваемого договора доводится  до сведения арендатора,  является обязательным для исполнения и не  подлежащим государственной регистрации в учреждении юстиции.

Комитет лесного хозяйства, ссылаясь на наличие у Общества задолженности по арендной плате в части ставок, превышающих минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, обратился с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Общество, заключив договор № 9 аренды участков  лесного фонда,  оплачивало  арендную плату исходя из минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, и по ставкам, превышающим минимальные, с применением  ежегодных коэффициентов. Правомерность взыскания арендной платы в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в период с 2007 по 2008 годы Общество не оспаривает.

Аренда участков лесного фонда на момент заключения сторонами договора аренды регулировалась Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года и Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 № 345 (далее - Положение об аренде).

В соответствии с пунктом 24 Положения об аренде размер арендной платы устанавливается по соглашению сторон с учетом вида лесопользования, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом участке лесного  фонда и действующих ставок лесных  податей за данный вид лесопользования. Арендная плата устанавливается за весь арендуемый участок лесного фонда как сумма платежей по видам лесопользования, предусмотренным договором аренды (пункт 25 Положения об аренде).

Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон) с 01.01.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года (далее – Лесной кодекс).

Согласно  части 1 статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 4 данной статьи. Частью 2 статьи 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется  как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007       № 310 «О ставках платы за единицу объема  лесных  ресурсов и ставках арендной  платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», на которое ссылается податель жалобы, принято в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса, в связи с чем фактически устанавливает  минимальные ставки арендной платы за участки лесного фонда.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод  о том, что размер арендной платы за использование лесов, указанный в договоре аренды, заключенном сторонами, включает в себя как минимальные, так и сверх минимальные ставки платы за участки лесного фонда.

В соответствии со статьями 51 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов по минимальным ставкам зачисляется в доход федерального бюджета, а в части, превышающей минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда, по нормативу 100% - в бюджет Новгородской области.

Согласно статье 4 Вводного закона Министерством природных ресурсов Российской Федерации приказом от 04.10.2007 № 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее – Порядок).

Пунктами 10 и 11 Порядка предусмотрено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается одностороннее изменение ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы. При переоформлении данных договоров на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется согласно статье 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что поскольку  стороны не  изменили условия договора аренды до 31.12.2008 с учетом требований статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер арендной платы не может быть снижен в одностороннем порядке.

При таких обстоятельствах дела доводы подателя жалобы относительно неправомерности взыскания платы за использование лесов в части превышающей минимальный размер арендной платы являются бездоказательными.

Ссылка подателя жалобы на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции признана несостоятельной, поскольку данных нарушений судом не допущено.

Те нарушения арбитражного процесса, на которые указывает Общество в жалобе, своего подтверждения материалами дела не нашли.

Таким образом, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 января         2009 года по делу № А44-1880/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИнтерЛесСервис» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Л.Н. Рогатенко

Судьи

О.К. Елагина

И.Н. Моисеева

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2009 по делу n А66-8627/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также