Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу n А66-19056/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 июля 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-19056/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 июля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство» на решение Арбитражного Тверской области от 21 апреля 2015 года по делу № А66-19056/2014 (судья Голубева Л.Ю.),

у с т а н о в и л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство» (ОГРН 1026901730900, ИНН 6911000260; место нахождения: 171266, Тверская область, Конаковский район, деревня Безбородово, п/о Мокшино; далее – учреждение, ФГБУ «Безбородовское ГООХ») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области (ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540; место нахождения: 170000, Тверская область, город Тверь, переулок Свободный, дом 9; далее – министерство) о признании недействительным распоряжения от 22.09.2014 № 123-рм.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 апреля 2015 года по делу № А66-19056/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ФГБУ «Безбородовское ГООХ» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что имеет право на предоставление лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование и без наличия охотхозяйственного соглашения с учетом его уставной деятельности. Ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что предоставление лесного участка  в постоянное (бессрочное) пользование  зависит от срока охотхозяйственного соглашения.

Министерство в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения

Как следует из материалов дела, ФГБУ «Безбородовское ГООХ» обратилось в  министерство с заявлением от 08.09.2014 № 178  о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование и заключении договора постоянного (бессрочного) пользования лес­ным участком (далее - заявление  от 08.09.2014 № 178 о заключении договора; том 1, листы 57-59), которым просило предоставить   в постоянное (бессрочное) пользование  для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (содержание и разведение животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и проведение биотехнических мероприятий) лесной участок в пределах земель лесного фонда общей площадью 3274, 0 га, расположенного на землях лесного фонда              ГКУ Тверской области «Тверское лесничество Тверской области», Конаковского отдела лесного хозяйства, Октябрьского и Волжского участковых лесничеств.

В указанном заявлении учреждение отметило, что в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 11.03.2014 № 92 ему, как охотопользователю,  Министерством при­родных ресурсов и экологии Тверской области предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, описанных в пункте 2.1 данного соглашения; в этих  границах расположены лесные участки, закрепленные за охотхозяйством до 2008 года,  на которых размещены объекты охотничьей инфраструктуры: дома егерей, солонцы, подкормочные площадки для диких копытных с наблюдательными вышками, стрелковые вышки, галечники, порхалища для боровой дичи, оборудованные хранилища для кормов.

Рассмотрев указанное заявление, министерство вынесло распоряжение от 22.09.2014 № 123-рм (том 1, листы), которым отказало учреждению в предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование  для  осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на землях лесного фонда Тверской области, так как в соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства  лесные участки юридическим лицам предоставляются в аренду.

В этом распоряжении также справочно отмечено следующее:

1) площадь лесных  участков, включенных в перечень охотхозяйственного соглашения от 11.03.2014 № 92 (пункт 2.4), не соответствует площади  испрашиваемых лесных участков;

2)  лесной участок не может быть предоставлен в  постоянное бессрочное пользование, если есть ограничения по сроку действия охотхозяйственного соглашения.

Считая указанный отказ незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.

В соответствии со статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (часть 1). Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков (часть 2). На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (часть 3).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, регулируются  Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -  Закон № 209).

Согласно части 1 статьи 25 этого Закона  для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 2 стати 25 данного Закона).

Следовательно, из части 2 статьи 36 ЛК РФ и статьи 25 Закона № 209-ФЗ следует, что лесные участки предоставляются в пользование для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства  на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды.

При этом каких-либо исключений из данного правила в зависимости от вида осуществляемой охотхозяйственной деятельности не содержится.

На территории Тверской области действует также Закон Тверской области от 03.11.2011 № 71-ЗО «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Тверской области» (далее – Областной закон), статья 8 которого установлены  правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В частности, частью 1 статьи 8 этого Закона определено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с законодательством.

В силу части 2 статьи 8 Областного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым предоставлены лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, осуществляют мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в соответствии с лесным законодательством, лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов, охотхозяйственным соглашением и договором аренды лесного участка.

Из приведенных положений Областного закона также следует, что с охотопользователями заключаются договоры аренды, а не договоры постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.

Ссылка общества на положения статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), а также на часть 1 статьи 71 ЛК РФ не принимается апелляционной коллегией в связи со следующим.

Статьей 20 ЗК РФ определено, что  в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (часть 1). Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются (часть 2).  Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется (часть 3). Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками, за исключением предоставления служебных наделов, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса (часть 4).

Согласно части 1 статьи 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное пользование - гражданам.

Приведенные обществом нормы (статья 20 ЗК РФ и часть 1 статьи 71                ЛК РФ) являются общими, в том время, как было отмечено выше, спорные отношения регулируются статьей 36 ЛК РФ (Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства)  и Законом № 209-ФЗ.

Помимо того, следует отметить, что согласно статье 26 Закона № 209-ФЗ право собственности физических лиц, юридических лиц на земельные участки и иные права на землю в границах охотничьих угодий ограничиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями.

В соответствии со статьей 27 Закона № 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Охотхозяйственное соглашение включает в себя в частности следующие условия: сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках, годовой размер арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовой размер сборов за пользование объектами животного мира.

Следовательно, статьей 27 Закона № 209-ФЗ также императивно установлено, что лесные участки предоставляются в аренду  и  при этом на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения.

В связи с этим довод общества о том, что ему должны быть предоставлены лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование является ошибочным.

Кроме того, в рассматриваемом случае охотхозяйственном соглашении  от 11.03.2014 № 92 указан перечень расположенных в границах охотничьих угодий лесных участков (пункты 2.4 и 2.4.1). Общая площадь участков составляет 15, 29 га.

При этом в заявлении от 08.09.2014 № 178 на заключение договора общество просило предоставить в постоянное (бессрочное) пользование лесные участки общей площадью 3274 га, что также не соответствует охотхозяйственному соглашению и положениям статьи 27 Закона № 209-ФЗ.

В связи с этим у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным распоряжения министерства от 22.09.2014                   № 123-рм.

Выводы суда, изложенные в решении от 21.04.2014, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Оснований для отмены судебного акта не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 21 апреля                       2015 года по делу № А66-19056/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Безбородовское государственное опытное охотничье хозяйство» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                       Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Т.В. Виноградова

О.Б. Ралько

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 по делу n А66-5448/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также