Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А05-14979/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 июня 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-14979/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 июня 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии  от общества Лыпарь Р.П. по доверенности от 31.12.2014                № 18-05/15-15,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2015 года по делу № А05-14979/2014 (судья Бекарова Е.И.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Северное морское пароходство» (ОГРН 1022900513679, ИНН 2901008432; место нахождения: 163000, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 36; далее – общество, ОАО «СМП») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1072901006463, ИНН 2901163565; место нахождения: 163020, Архангельская область, город Архангельск, улица Адмирала Кузнецова, дом 15/1; далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 07.07.2014 № 07-09/523 в части доначисления 298 865 руб. налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по эпизоду, связанному со счетами-фактурами, выставленными закрытым акционерным обществом «Нордвег» (далее – ЗАО «Нордвег»).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11 февраля 2015 года по делу № А05-14979/2014 заявленные требования удовлетворены.

Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм, содержащихся в статьях 170 и 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Считает также необоснованной ссылку на пункт 5 статьи 173 НК РФ, поскольку указанная норма не регулирует условия и порядок предоставления налоговых вычетов.

ОАО «СМП» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Налоговый орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов  за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за период с 01.01.2010 по 31.05.2013, инспекцией составлен акт от 21.05.2014 № 07-09/143 (том 1, листы 20-48), а также с учетом возражений налогоплательщика от 17.06.2014  № 19-30/6-190 (том 1, листы 49-65)  принято решение от 07.07.2014 от № 07-09/523 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 1, листы 66-106).

Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДС за 3-й и 4-й кварталы 2011 года в сумме 260 418 руб., за неуплату (неполную уплату) налога на имущество по состоянию на 2011 год в размере 3627 руб.

Кроме того, ООО «СМП» доначислено 1 712 049 руб. налогов и                     50 665 руб. 71 коп. пеней.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее  - Управление ФНС)  вынесено решение от 14.10.2014 № 07-10/1/11810 (том 1, листы 134-145), которым решение налогового органа от 07.07.2014 № 07-09/523 отменено в части:

неуплаты налога на прибыль организаций за 2011 год на сумму                54 780 руб., соответствующих данной сумме пеней и налоговых санкций по эпизоду, связанному с учетом в составе затрат амортизируемого имущества «судно т/х «Механик Макарьин»;

завышения среднегодовой стоимости имущества организаций на сумму 287 226 руб. за 2011 год, соответствующих пеней и санкций;

налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций за 2011 год по эпизоду, связанному с учетом в составе затрат амортизируемого имущества «судно т/х «Механик Макарьин».

Помимо того, Управлением ФНС штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС и налогу на имущество организаций снижен в 2 раза.

Кроме того, общество 11.11.2014 повторно обратилось в Управление ФНС с жалобой на указанное выше решение  инспекции относительно доначисления НДС за 4-й квартал 2011 года в сумме 1 291 540 руб., начисления пеней по НДС в размере 48 293 руб. 29 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 130 209 руб. за неуплату (неполную уплату) НДС за 3-й  и 4-й кварталы 2011 года (том 2, листы 3-9).

По результатам рассмотрения указанной жалобы общества решением Управления ФНС от 20.11.2014 № 07-10/1/13257 (том 2, листы 10-13) решение налогового органа от 07.07.2014 № 07-09/523 в обжалуемой части отменено. 

Не согласившись с решением инспекции от 07.07.2014 № 07-09/523 в части доначисления 298 865 руб. НДС по эпизоду, связанному со счетами-фактурами, выставленными ЗАО «Нордвег», общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Положения части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) возлагают на налоговый орган обязанность по доказыванию факта налогового правонарушения, что предполагает необходимость установления в ходе налоговой проверки конкретных обстоятельств, подтвержденных документально и свидетельствующих о совершении налогоплательщиком вменяемого ему в вину налогового правонарушения.

Выводы налогового органа по оспариваемому обществом эпизоду фактически сводятся к тому, что поскольку операции по ремонту теплоходов «Холмогоры», «Михаил Ломоносов», «Влас Ничков», «Иоганн Махмасталь», «Механик Макарьин» и «Технолог Конюхов» выполнены ЗАО «Нордвег» за пределами территории Российской Федерации, то в силу  положений, содержащихся в подпункте 2 пункта 1 статьи 148, пункте 3 части 4 статьи 170, пункте 2 статьи 171 НК РФ,  общество не приобрело право на вычет.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с таким выводом налогового органа в силу следующего.

Как установлено налоговым органом в ходе проверки и отражено в пункте 2.3 оспариваемого решения, в проверяемый период ЗАО «Нордвег» выполняло для общества ремонтные работы на принадлежащих ему на праве собственности судах, которые в период проведения работ находились за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание (подпункт 2 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ)

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 указанного Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Как следует из содержания пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

При этом, как следует из статьи 169 НК  РФ, счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, и должны отвечать требованиям, предусмотренным в пункте 5 статьи 169 этого Кодекса.

Таким образом, условиями применения вычета по НДС являются факты приобретения товаров (работ, услуг), их оплаты, принятия к учету и наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товара (работы, услуги) с указанием суммы НДС.

Факт предъявления Обществу счетов-фактур с выделением НДС, принятия к оплате и оплате этих счетов с учетом НДС, оплаты контрагентом ЗАО «Нордвег» НДС в доход соответствующего бюджета, реальность выполнения работ по ремонту судов, надлежащее документальное оформление хозяйственных операций по спорному эпизоду налогообложения налоговый орган не оспаривает. Счета-фактуры, акты выполненных работ представлены в дело (том 2, листы 16-67), контракты на выполнение ремонтных работ с дополнительными соглашениями, актами приёмки теплоходов в ремонт также представлены в дело (том 2, листы 98-151).

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, исчислить и уплатить в бюджет НДС в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие вывод суда первой инстанции о том, что контрагенты общества исчисляли, отражали в книгах продаж и уплачивали в бюджет НДС, выделенный в счетах-фактурах, выставленных заявителю. На наличие таких доказательств, в том числе добытых и исследованных в ходе выездной проверки, инспекция в ходе судебного разбирательства не ссылалась.

Напротив, факт уплаты в бюджет НДС с рассматриваемых операций контрагентом общества – ЗАО «Нордвег» - подтвержден письмом последнего от 26.05.2014 № 01.123 (том 2, лист 68) и не опровергнут налоговым органом, таким образом контрагент обеспечил поступление в бюджет источник возмещения данного налога исходя из требования пункта 5 статьи 173 НК РФ.

Ссылка налогового органа на неправомерное применения пункта 5 статьи 173 НК РФ не принимается апелляционной коллегией на основании следующего.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 № 17-П отражено: из пункта 5 статьи 173 НК РФ следует, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом - выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм НДС в порядке, предусмотренном названным Кодексом, то есть  посредством счета-фактуры (пункт 1 статьи 169 НК РФ), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.

Более того, Конституционный Суд Российской Федерации применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат обложению НДС, в определении от 07.11.2008 № 1049-О-О отметил, что правила пункта 5 статьи 173 НК РФ в системной связи с другими положениями названного Кодекса предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы НДС, притом что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет. Такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг), оно определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, что не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав.

Обоснованно руководствуясь положениями, сформулированными в акте высшего судебного органа и установив по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, что контрагенты Общества, оказывающие услуги, освобожденные от обложения НДС, выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога, которые, как и иные документы, представленные в подтверждение совершенных операций, соответствуют всем требованиям налогового и бухгалтерского законодательства к их оформлению,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 по делу n А44-4215/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также