Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А66-16440/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 мая 2015 года

г. Вологда

Дело № А66-16440/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 25 мая 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и               Шадриной А.Н.,

          при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

         при участии от индивидуального предпринимателя Авдыевой Лауры Маликовны Абагова Д.Г. по доверенности от 14.05.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 февраля 2015 года по делу № А66-16440/2014 (судья Бачкина Е.А.),

у с т а н о в и л:

 

индивидуальный предприниматель Авдыева Лаура Маликовна (место жительства: 170006, г. Тверь, ул. Бебеля, д. 42, кв. 3;                                       ОГРНИП 313695218900094, ИНН 690141371900; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 33; ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; далее - Управление) о признании незаконным решения от 11.09.2014 № 4267-05 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3930,70 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Освобождения, д. 201, кадастровый номер 69:40:0300309:10 и об обязании принять решение в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3930,70 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Освобождения, д. 201, кадастровый номер 69:40:0300309:10.

Решением суда от 24.02.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Управления в пользу Предпринимателя взыскано 200 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

      Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении заявления полностью. Доводы жалобы сводятся к тому, что поскольку Предпринимателем не были соблюдены требования правового акта, говорящего о необходимости предоставления документов, подтверждающих исключительное право на предоставление в аренду земельного участка, в связи с чем Управление совершенно законно и обосновано отказало в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -            АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, заслушав представителя истца, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 03.03.2014 Управлением проведено обследование федерального земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:40:0300309:10, общей площадью 3930,70 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Тверь, ул. Освобождения,                д. 201, с целью выявления фактического использования с учетом занимаемой площади и вида разрешенного использования, а также в отношении фактов самовольного строительства, установления наличия либо отсутствия ограничений оборотоспособности земельного участка, общего количества объектов недвижимости на земельном участке, наличия либо отсутствия на нем объектов недвижимости иных лиц, а также расположенных на земельном участке объектах недвижимости Предпринимателя.

В ходе обследования выявлено, что на земельном участке находятся следующие объекты:

- двухэтажное кирпичное здание - здание конторы;

- одноэтажное кирпичное здание - гараж-бокс: ангар металлический;

- бокс металлический;

- артезианская скважина;

- фрагмент кирпичной стены - предположительно склад ядохимикатов;

- одноэтажное здание с рубленными стенами, крыша здания отсутствует - предположительно проходная (караульное помещение);

- одноэтажное здание с рубленными стенами - назначение не установлено;

- бетонный гараж на 2 машины.

Истец 08.07.2014 обратился в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет, площадью 3930,70 кв.м, кадастровый номер 69:40:0300309:10, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю на праве собственности.

Письмом от 11.09.2014 №4267-05 Управление отказало Предпринимателю в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет, площадью 3930,70 кв.м, кадастровый номер 69:40:0300309:10, в связи с тем, что на участке имеются объекты недвижимости, не зарегистрированные в установленном порядке, а именно: артезианская скважина и одноэтажное здание с рублеными стенами.

Предприниматель, считая отказ незаконным, обратился в Арбитражный суд Тверской области с рассматриваемым заявлением.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными и удовлетворил заявление.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.

Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентирован пунктами 5 - 8 статьи 36              ЗК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития России от 03.10.2013             № 569 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее - Перечень).

В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Как установил суд первой инстанции, 08.07.2014 заявитель обратился в Управление с заявлением о предоставлении в аренду находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка площадью                 3930,70 кв.м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Освобождения, д. 201, кадастровый номер 69:40:0300309:10, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.

К заявлению он приложил пакет документов, содержащий все необходимые документы согласно Перечню.

Оценивая данные документы в совокупности, суд первой инстанции правомерно указал, что оснований для отказа в удовлетворении заявления у Управления не имелось.

В представленном заявителем кадастровом паспорте испрашиваемого в аренду земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300309:10 обозначены и описаны объекты недвижимости, которые на нем расположены с указанием названий и кадастровых номеров данных объектов. Свидетельствами о государственной собственности права заявитель подтвердил наличие у него права собственности на данные объекты. Таким образом, исходя из правового анализа представленных заявителем пакета документов следует вывод о том, что данные объекты находятся на спорном земельном участке. При этом сведений о нахождении на земельном участке иных объектов недвижимости не имеется. Информация об этом в суд не представлена.

Довод подателя жалобы о том, что артезианская скважина, одноэтажное здание с рубленными стенами, назначение которого в ходе обследования земельного участка не установлено, расположенные на испрашиваемом земельном участке, подлежат постановке на кадастровый учет и государственной регистрации, не принимается во внимание.

Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения.

Как правомерно указал суд первой инстанции, согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300309:10 с адресными ориентирами: Тверская область, г. Тверь, ул. Освобождения, д. 201, общей площадью 3930,7 кв.м, проведенного 13.02.2015 выявлен колодец, ранее определяемый как артезианская скважина (1988 года бурения). Колодец забетонирован по периметру, визуально определяемая ширина бетонного укрепления около 25 см, внутри колодца на глубине примерно 50-70 см от верхнего края колодца находится труба диаметром примерно 15-20 см, стенки колодца бетонные на просматриваемую глубину. Колодец заполнен водой. Внешний край колодца находится визуально выше поверхности земли, предположительно артезианская скважина 1988 года постройки. Сведения о регистрации права собственности предпринимателя на артезианскую скважину отсутствуют.

Вместе с тем, согласно пояснительной записке № 1 (уточненной) к акту обследования объекта от 13.02.2015 главного геолога общества с ограниченной ответственностью Геологическое предприятие «Поиск», вышеуказанный объект в действительности является типичным промежуточным смотровым колодцем дождевой (ливневой) канализации со всеми характерными для данных объектов признаками и не является объектом капитального строения. Артезианской скважиной 1988 года бурения, данный объект не является по следующим причинам:

- по действующим в середине прошлого века и по сей день санитарным правилам и нормам, не допускалось размещение артезианских скважин в смотровых колодцах во избежание загрязнения талыми и сточными водами водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения. По требованиям СанПин 2.1.4. 1110-02 скважина не могла быть даже запроектирована в этой точке, так как если считать ее таковой, то зоной санитарной охраны первого пояса поглощается до 40 % промплощадки и теряется ее практический смысл, в нее попадают капитальные здания и сооружения, как и не выдерживается и минимальное расстояние до границы площадки;

- отсутствие данной скважины на учете в Государственном водном кадастре говорит о том, что на упоминаемой скважине в положенный срок, в соответствии с действующим законодательством, был выполнен ликвидационный тампонаж, после чего скважина снята с учета.

Наряду с этим, в материалах дела имеется пояснительная записка от 03.02.2015 от ООО «Землеустроительная компания ГРИД», которая подтверждает, что дождевая (ливневая) канализация, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0300309:10 по адресу:                        г. Тверь, ул. Освобождения, д. 201, не является объектом недвижимого имущества (объектом капитального строительства), а также не является артезианской скважиной.

Согласно акту осмотра, одноэтажное здание с рублеными стенами, выявленное при проведении плановой проверки земельного участка 03.03.2014 по 12.03.2014 по состоянию на 13.02.2015 полностью ликвидировано.

Таким образом, суд правомерно признал незаконным отказ Управления, выраженный в письме от 11.09.2014 № 4267-05.

Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 24 февраля 2015 года по делу № А66-16440/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

Н.В. Чередина

А.Н. Шадрина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А05-15222/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также