Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2015 по делу n А44-7275/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 мая 2015 года

г. Вологда

Дело № А44-7275/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 18 мая 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.

          при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 февраля 2015 года по делу № А44-7275/20147275/2014 (судья Самарин А.Д.),

 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (ОГРН 1125321001431, ИНН 5321153181, место нахождения: 173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1, далее –Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр.1), интересы которого в Новгородской области представляет Управление федерального казначейства по Новгородской области и к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776, место нахождения: 173005, Новгородская обл., Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1) о взыскании 1 135 805 руб. 44 коп. убытков.

В ходе рассмотрения дела истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                   АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать в свою пользу с Российской Федерации 586 800 руб. 29 коп. убытков, с Новгородской области –                     549 005 руб. 15 коп. убытков.

Уточнение иска судом принято.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта Новгородской области и Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области.

Решением от 12 февраля 2015 года исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к следующему. На федеральном уровне отсутствуют нормы, устанавливающие льготы в виде проезда отдельных категорий граждан на общественном транспорте, а, следовательно, порождающие обязательства Российской Федерации по возмещению расходов транспортных организации согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Департамент транспорта и связи Новгородской области как главный распорядитель средств областного бюджета осуществляет расчет и предоставление субсидий. Материалами дела подтверждается, что субсидия не была выплачена в полном объеме. Судом не установлено, что Новгородская область и истец обращались к Российской Федерации за финансовой помощью в конкретном объеме для финансирования отдельных целевых расходов. Апеллянт считает, что истец не представил доказательств незаконных действий (бездействия) государственных органов за которые Российская Федерация могла бы нести ответственность.

Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266                    АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как видно из материалов дела, истец в 2014 году на основании договоров от 28.06.2012, от 04.05.2013 на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в границах Великого Новгорода и Крестецкого муниципального района и компенсации выпадающих расходов, заключенных Обществом с администрациями Великого Новгорода и Крестецкого муниципального района, осуществлял пассажирские перевозки общественным транспортом в границах Великого Новгорода и Крестецкого муниципального района.

В I квартале 2014 году истец осуществлял перевозку пассажиров, в том числе на основании единых социальных проездных билетов (далее – ЕСПБ).

Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005              № 519 (далее - Постановление № 519) с 01 января 2006 года на территории Новгородской области введена продажа месячных и квартальных ЕСПБ, утверждено Положение о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами. В соответствии с пунктами 2, 3 и 8 названного Положения ЕСПБ действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении. Право на приобретение ЕСПБ имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области. Проезд в автобусах (троллейбусах) городских и автобусах пригородных маршрутов осуществляется при предъявлении проездного билета, документа, подтверждающего право на получение денежных выплат, либо документа удостоверяющего личность.

Кроме того, 02.06.2009 принят Областной закон № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок», статьей 1 которого установлено, что граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях. Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования, срок их действия устанавливается администрацией Новгородской области.

Стоимость ЕСПБ согласно Постановлению № 519 для категории лиц, являющихся участниками Великой Отечественной войны, составила в месяц 120 руб., на полмесяца - 60 руб., в квартал - 360 руб., для иных категорий граждан, имеющих право приобретения ЕСПБ, стоимость месячного ЕСПБ составила 460 руб., на полмесяца - 230 руб., квартального - 1380 руб. (в редакции постановления администрации области от 18.01.2013 № 19).

Как установлено в судебном разбирательстве Общество на основании заключенных договоров, в I и II кварталах 2014 года осуществляло регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на городских и пригородных  маршрутах, в том числе перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании ЕСПБ.

Постановлениями Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 14.12.2012 № 79/1 (в редакции постановления от 16.05.2014 № 15) и от 31.07.2014 № 28 установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Новгородской области в пригородном сообщении в размере 2,50 рубля за один пассажирокилометр (НДС не облагается).

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области от 16.05.2014 № 15 установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении на территории Новгородской области (за исключением городского округа Великий Новгород) в размере 18 руб. за одну поезду (НДС не облагается).

Согласно постановлению администрации Новгородской области от 16.03.2009 № 65 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области» (в редакции от 30.04.2013 № 302, действующей в спорный период) (далее - Порядок) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском и (или) пригородном сообщении отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, предоставляется субсидия на компенсацию выпадающих доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права проезда по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, в целях получения субсидии на компенсацию выпадающих доходов, перевозчик представляет в уполномоченный комитет администрации копию договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также информацию о транспортной работе (пробег пассажирского транспорта, приведенный по предельной вместимости, в целых числах, измеряемый в место-километрах), которая включается в отчет о транспортной работе по форме согласно приложению к настоящему Порядку, ежеквартально до 10 числа месяца (включительно), следующего за отчетным периодом.

На основании представленных истцом отчетов о транспортной работе Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области произведен расчет субсидии, причитающей к выплате перевозчику за указанный период. При расчете Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области учтены  доля транспортной работы Общества в общем объеме; общее количество проданных ЕСПБ за квартал, реализованных  на территории муниципальных районов; фактический доход, начисленный Обществом за кварталы, от осуществления перевозок граждан по ЕСПБ; предельный тариф за 1 поездку; количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ, средняя дальность поездки пассажира (по пригородным перевозкам).

Исходя их отзыва на иск Департамента финансов Новгородской области, расчет истца не противоречит расчетам сделанным Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, субсидия за спорный период Обществу не выплачена ввиду отсутствия лимитов бюджетных обязательств. Арифметически расчет истца верен (т.2, л.52-54).

В 2014 году Обществу за спорный период из средств бюджета Новгородской области была выделена компенсация выпадающих доходов от перевозки льготных категорий населения в сумме 297 578 руб. 71 коп.

Поскольку субсидия в полном объеме не была выплачена истцу в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств, Общество в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по праву и по размеру и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.

В соответствии со статьями 426 и 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В связи с принятием Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан (независимо от места проживания), а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Согласно пункту 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 № 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

Пунктами 18, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2015 по делу n А44-451/2015. Отменить определение первой инстанции (ст.272 АПК)  »
Читайте также