Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А05-3471/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-3471/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 28 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В. , судей Зориной Ю.В. и Черединой Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело № А05-3471/2014 по иску индивидуального предпринимателя Кичигиной Елены Викторовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрии города Архангельска,

у с т а н о в и л:

 

индивидуальный предприниматель Кичигина Елена Викторовна (место жительства: 163000, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 126, кв. 2; ОГРНИИП 304290135000075, ИНН 292600332614; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 5, корп. 1; ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228), федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 163000, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 206; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка  с кадастровым номером 29:22:040211:4 площадью 12 800 кв.м расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Окружное шоссе, д. 15 в размере его рыночной стоимости, равной 2 580 096 руб.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец отказался от требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и от требований об обязании ответчика внести в государственный кадастр недвижимости изменения сведений о стоимости земельного участка.

Отказ истца от указанных требований принят судом первой инстанции, производство по делу в этой части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Решением суда от 29.05.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Лицо, не участвующее в деле, мэрия города Архангельска (далее – Мэрия) с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мэрию  и  рассмотреть дело по правилам рассмотрения дел арбитражным судом первой инстанции. Доводы жалобы сводились к  тому, что решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости будет затрагивать экономические интересы муниципального образования «Город Архангельск», связанные с поступлением в местный бюджет земельного налога за данный земельный участок. До принятия обжалуемого решения поступления от земельного налога за данный земельный участок составляли 165 000 руб. в год, после установления новой кадастровой стоимости, указанные поступления составят 39 000 руб. в год.

В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Судом апелляционной инстанции было установлено нарушение судом первой инстанции положений 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, согласно которому основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В данном случае к участию в деле судом первой инстанции не привлечена Мэрия, вместе с тем обжалуемым судебным актом затронуты ее права.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 № 13839/13 по делу № А33-11257/2012, несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов.

Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.

Суд апелляционной инстанции в соответствии с определением от 18.12.2015 перешел к рассмотрению дела № А05-3471/2014 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и назначил судебное заседание на 14 час 50 мин 03.03.2015.

Определением от 03.03.2015 в составе суда произведена замена судьи Зориной Ю.В. на судью Шадрину А.Н., поскольку судья Зорина Ю.В. находится в отпуске.

Определением от 31.03.2015 рассмотрение дела отложено на 16 час 40 мин 21.04.2015, для представления Мэрией дополнительных доказательств.

Определениями от 21.04.2015 в составе суда произведена замена судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. на судей Зорину Ю.В. и Чередину Н.В. в связи с нахождением судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. в отпуске.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Мэрия представила в суд апелляционной инстанции выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которой по состоянию на 01.04.2015 собственником земельного участка с кадастровым номером 29:22:040211:4 площадью 12 800 кв.м расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Окружное шоссе, д. 15 является некоммерческое партнерство «Гильдия проектирования и строительства». Кроме этого Мэрия направила в суд ходатайство об оставлении иска без рассмотрения, вследствие повторной неявки истца в судебное заседание.

Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на момент предъявления иска Предпринимателю на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 29:22:040211:4, площадью 12800 кв.м, находящийся по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Окружное шоссе, д. 15.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.

В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления № 595-пп от 18.12.2012 применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 10 970 112 руб.

Истец, считая такой размер завышенным, обратился к обществу с ограниченной ответственностью «Земкадастр» о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка и составлении отчета.

Согласно отчету вышеназванной организации от 24.03.2014 № 1603 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 05.06.2012 составляет 2 580 096 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении требований истца следует отказать на основании следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008                    № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, на сегодняшний день Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в том числе в части изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»   (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо участвующее в деле обязано доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции Предприниматель не является собственником земельного участка являющегося предметом спора, то с учетом положений статей 4, 65 АПК РФ нельзя признать его лицом, заинтересованным в исходе дела. В удовлетворении иска следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении иска расходы Предпринимателя по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Так как Мэрия на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная  пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2014 года по делу № А05-3471/2014 отменить.

В удовлетворении иска отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи                                                              

Ю.В. Зорина

Н.В. Чередина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу n А66-248/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также