Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу n А05-13945/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 19 марта 2009 года г. Вологда Дело № А05-13945/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бочкаревой И.Н., судей Богатыревой В.А., Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 января 2009 года по делу № А05-13945/2008 (судья Бабичев О.П.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Сийский комплексный леспромхоз» (далее – общество, ОАО «Сийский леспромхоз») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Архангельской области (далее – Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непереоформлении договора от 20.07.2005 аренды участков лесного фонда общей площадью 25 076 га. Решением суда от 16 января 2009 года заявленные требования удовлетворены, указанное бездействие признано незаконным, на Департамент возложена обязанность в 20-дневный срок принять решение о переоформлении вышеуказанного договора и обязать заключить его с обществом. С Департамента также взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб. Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований оказать. Считает, что суд превысил свои полномочия, ссылается на невозможность заключения договора с ОАО «Сийский леспромхоз», поскольку в отношении последнего введена процедура банкротства. Отзыв на апелляционную жалобу от общества не поступил. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Из представленных документов следует, что 20.07.2005 между федеральным государственным учреждением «Емецкий лесхоз» и обществом заключен договор № 1 аренды участков лесного фонда общей площадью 25 076 га, расположенных в кварталах № 52, 53, 55,-57, 74-77, 99-10, 126-129, 156-158, 178-180, 200-202 Челмохотского участкового лесничества Емецкого лесхоза (далее – договор № 1) сроком на 25 лет. Указанный договор в установленном порядке 02.11.2005 прошел государственную регистрацию. Обществом 10.11.2008 направлено в Департамент заявление о переоформлении договора № 1 на договор аренды вышеназванных участков лесного фонда с целью приведения его в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ). От Департамента каких-либо действий в ответ на заявление общества не поступило. ОАО «Сийский леспромхоз», посчитав бездействие Департамента незаконным, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела исходил из следующего. В части 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Под бездействием понимается противоправное, пассивное поведение, выражающееся в несовершении действия, которое лицо могло или должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей. На основании Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ) ЛК РФ введен в действие с 1 января 2007 года и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Этим же Законом установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года. Для приведения договоров аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 (далее – Порядок № 258) и действует с 02.12.2007. Пунктом 3 данного Порядка предусмотрено, что заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование, а в Московской области – в соответствующий территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства. В рассматриваемом случае таким органом в силу положений постановления администрации Архангельской области от 27.12.2006 № 57-па является Департамент. Как установлено в пункте 6 Порядка № 258, срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 7 Порядка № 258). Из материалов дела следует, что заявление общества о переоформлении договора № 1 поступило в Департамент 10.11.2008, однако на дату подачи заявления в суд, то есть на 12.12.2008, ответа на него не последовало. Таким образом, установленный 30-дневный срок для вынесения решения Департаментом нарушен, следовательно, возложенная на него законом обязанность не исполнена. Следовательно, судом первой инстанции бездействие Департамента обоснованно признано незаконным. Судом также установлено, что содержание заявления общества и перечень приложений к нему полностью соответствуют требованиям пунктов 4, 5 Порядка № 258, Департамент в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции претензий к порядку оформления заявления не предъявлял. Доводы Департамента о том, что заключение договора с обществом невозможно, поскольку в отношении него введена процедура конкурсного управления, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям. Судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что законодательного закрепления данного основания не имеется. Как следует из пункта 1 статьи 4 Закона № 201-ФЗ, договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ до 1 января 2009 года. Таким образом, как правомерно отмечает Департамент в апелляционной жалобе, речь идет не о заключении нового договора аренды, а о переоформлении уже заключенного договора. С учетом изложенного переоформление договора аренды не влечет прекращения ранее возникших прав пользования участками лесного фонда или какого-либо иного изменения правового статуса сторон. Следовательно, в рассматриваемом случае введение в отношении общества процедуры банкротства не повлияет на правоотношения сторон в случае перезаключения договора. По этим же основаниям невозможно применение к рассматриваемым правоотношениям подпункта 3 пункта 8 статьи 79 ЛК РФ, в соответствии с которым основанием для отказа в допуске к участию в аукционе по предоставлению лесных участков является осуществление в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя процедуры банкротства. В указанной статье речь идет о заключении нового договора, применение ее положений в рассматриваемой ситуации при условии, что срок договора № 1 не истек, явилось бы нарушением предоставленного ранее обществу на законных основаниях права аренды участков лесного фонда. Апелляционная инстанция считает необоснованными и доводы Департамента о неправомерности возложения на него обязанности вынести решение о переоформлении договора и перезаключить данный договор. В судебном заседании установлено, что заявление о переоформлении договора подано в Департамент в установленном порядке. Департаментом не предъявлялось претензий к порядку подачи и оформления заявления и документов, приложенных к нему. Какие-либо иные обстоятельства, препятствующие переоформлению договора, кроме введения в отношении общества процедуры банкротства, Департаментом не заявлялись. Следует также отметить, что Порядок № 258 вообще не содержит оснований для отказа в вынесении решения о переоформлении договора, данным документом установлен только перечень предоставляемых заявителем документов. Согласно пункту 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Обязанность, исполнения которой требует общество от Департамента, предусмотрена вышеуказанным Законом № 201-ФЗ, предписывающим, что договоры аренды участков лесного фонда и безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ в установленный срок. В условиях отсутствия оснований для вынесения решения об отказе в переоформлении договора аренды № 1, а также в связи с тем, что Департамент обязан заключить договор аренды вышеуказанных участков лесного фонда с обществом, судом первой инстанции не допущено превышения полномочий. Резолютивная часть решения вынесена в пределах заявленных обществом требований и в рамках установленных требований законодательства. Является несостоятельным и довод Департамента о незаконности взыскания с него расходов общества по оплате госпошлины. В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета. В статью 333.37 НК РФ Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ внесены изменения, согласно которым государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. При этом в статью 333.40 НК РФ изменения не вносились. Следовательно, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная обществом государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу. Таким образом, в связи с полным удовлетворением требований ОАО «Сийский леспромхоз» суд первой инстанции обоснованно взыскал расходы общества по госпошлине с Департамента. С учетом вышеизложенного оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется. Руководствуясь статьям 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 января 2009 года по делу № А05-13945/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Архангельской области – без удовлетворения. Председательствующий И.Н. Бочкарева Судьи В.А. Богатырева О.А. Тарасова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 по делу n А05-10598/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|