Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2015 по делу n А13-14778/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

13 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-14778/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 13 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от налоговой инспекции Смирновой Е.Н. по доверенности от 12.01.2015, от предприятия Иванова И.В. по доверенности от 17.03.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2015 года по делу № А13-14778/2014 (судья Лудкова Н.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

муниципальное унитарное предприятие «Вологдагортеплосеть» (место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Яшина, дом 8а; ОГРН 1023500880721, ИНН 353950001; далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (место нахождения: 160011, город Вологда, улица Герцена, дом 65;                                ОГРН 1043500095726, ИНН 3525119724; далее - налоговая инспекция, инспекция) от 30.06.2014 № 4.

Решением суда от 16 января 2015 года признано не соответствующим требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и недействительным решение налоговой инспекции от 30.06.2014 № 4 в части привлечения предприятия к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 409 641 руб. 70 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд возложил на инспекцию обязанность устранить допущенные нарушения прав предприятия, в том числе путем принятия решения о возврате штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ в размере                    409 641 руб. 70 коп. Суд взыскал с налоговой инспекции в пользу предприятия расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части признания недействительным оспариваемого решения, в удовлетворении заявленных требований отказать. Налоговая инспекция считает установленный судом размер штрафа заниженным, несправедливым и не соответствующим степени вины общества.

Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу налоговой инспекции – без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предприятием налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2013 года, по результатам которой составлен акт от 06.05.2014 № 11 и вынесено решение от 30.06.2014 № 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением предприятие привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 413 641 руб. 70 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 08.09.2014 № 07-09/10095@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы предприятия, решение налоговой инспекции оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу с момента его утверждения.

Предприятие, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования, в связи с наличием смягчающих вину обстоятельств судом уменьшен размер штрафа до 4000 руб.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что предприятие представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за               4-й квартал 2013 года, согласно которой сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 23 274 626 руб., в том числе 7 758 208 руб. по сроку уплаты 20.01.2014, 7 758 208 руб. по сроку уплаты 20.02.2014, 7 758 210 руб. по сроку уплаты 20.03.2014.

Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации. Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговая декларация представляется в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункты 6 и 7 статьи 80 НК РФ).

Приказом Федеральной налоговой службы от 26.11.2013 № ММВ-7-6/524@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 31.12.2009 № ММ-7-6/730@» внесен ряд изменений в «Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5). Часть III. Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (версия 02)», утвержденный приказом ФНС России от 31.12.2009 № ММ-7-6/730@ , в редакции приказа ФНС России от 17.04.2012 № ММВ-7-6/244@. Версии нового формата, применяемого с 01.01.2014, присвоено значение 5.03.

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ) налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость установлен квартал.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно посчитал, что заявитель обязан был представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2013 года не позднее 20.01.2014 в установленном формате версии 5.03.

В данном случае предприятие направило в налоговую инспекцию 20.01.2014 по электронным каналам связи файл отчетности, содержащий налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2013 года в формате 5.02, применяемом до 01.01.2014, то есть неустановленного формата.

В связи с этим налоговая инспекция правомерно, исходя из положений подпункта 3 пункта 28, пункта 134 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 № 99н, направила заявителю уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, содержащее сообщение об ошибке: «Форматный контроль невозможен (Версия формата 5.02, указанная в заголовке файла, не совпадает с определенной исходя из периода отчетности по СППФД: 5.03)».

Согласно письму специализированного оператора связи - закрытого акционерного общества «Калуга Астрал» от 19.02.2014 № 196, адресованному налоговой инспекции, данная ошибка связана с несвоевременным обновлением программного обеспечения 1С.

Предприятие не оспаривает данные факты.

После обновления программного обеспечения 1С налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2013 года представлена предприятием в налоговую инспекцию в установленном формате 21.01.2014, то есть с нарушением предусмотренного срока.

Пунктом 1 статьи 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Поскольку предприятие не исполнило в установленный срок обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2013 года, налоговая инспекция правомерно вынесла оспариваемое решение о привлечении предприятия к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 413 641 руб. 70 коп.

В то же время статьей 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера санкций не меньше, чем в два раза при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.

Перечень смягчающих ответственность обстоятельств приведен в            пункте 1 статьи 112 НК РФ и не является исчерпывающим.

В силу пункта 4 названной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

В данном случае суд первой инстанции признал смягчающими ответственность обстоятельствами незначительный период нарушения срока представления декларации (1 день) и быстрое исправление допущенной ошибки, уплату исчисленного за 4-й квартал 2013 года налога на добавленную стоимость в сумме 23 274 626 руб., отсутствие общественной опасности, противоправной цели и негативных последствий совершенного правонарушения, характер совершенного правонарушения, несоразмерность суммы штрафа, определенной налоговой инспекцией, допущенному правонарушению.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно, учитывая конституционные принципы справедливости и соразмерности наказания, степень общественной опасности допущенного правонарушения, снизил штраф по пункту 1 статьи 119 НК РФ до 4000 руб.

Поскольку предприятие во исполнение оспариваемого решения и выставленного требования № 66 об уплате по состоянию на 03.10.2014  платежным поручением от 14.10.2014 № 757 перечислило 413 641 руб. 70 коп. начисленного штрафа, суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим способом устранения нарушенных прав и законных интересов предприятия возложение на налоговую инспекцию обязанности принять решение о возврате заявителю штрафа в сумме 409 641 руб. 70 коп.

Доводы налоговой инспекции о том, что установленный судом размер штрафа является заниженным, несправедливым, не соответствующим степени вины общества, не основаны на нормах права.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налоговой инспекции и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2015 года по делу  № А13-14778/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Н.В. Мурахина

В.И. Смирнов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2015 по делу n А13-8007/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также