Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А13-12728/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-12728/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 10 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и                       Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат» Гришиной О.И. по доверенности                            от 03.03.2015, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области Ковалевой О.А. по доверенности от 19.03.2015 № 5,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат» на решение Арбитражного суда Вологодской области                от 09 февраля 2015 года по делу № А13-12728/2014 (судья Ковшикова О.С.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат» (место нахождения: 162135, Вологодская область, город Сокол, улица Советская, дом 129; ОГРН 1023502489647, ИНН 3527009692; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области (место нахождения: 162139, Вологодская область, город Сокол, улица Советская, дом 43; ОГРН 1043500684820, ИНН 3527009445; далее - инспекция) от 10.06.2014 № 1713 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования № 2983 по состоянию на 27.08.2014 (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением Арбитражного суда Вологодской области                                           от 09 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Заслушав пояснения представителей общества и инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, в 2013 году обществу на праве собственности принадлежали 40 земельных участков, расположенных в городе Соколе, перечисленных на листе 4 оспариваемого решения, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 388, пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и решения Совета города Сокола                 от 29.11.2012 № 225 «О земельном налоге» (т. 5, л. 73 – 78) заявитель являлся плательщиком земельного налога.

В налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной в налоговую инспекцию 30.01.2014 (т. 1, л. 70 – 111), общество исчислило к уплате в бюджет налог в сумме 450 343 руб. исходя из кадастровой стоимости перечисленных участков, установленной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области» (далее – приказ от 27.12.2012 № 206).

Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка общества на основе указанной декларации, о чем составлен акт от 30.04.2014 № 6425 (т. 5, л. 33 – 38).

На основании акта проверки и по результатам рассмотрения возражений налогоплательщика (т. 5, л. 39 – 43) налоговой инспекцией принято решение              от 10.06.2014 № 1713 (т. 1, л. 119 – 131) о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором установлено занижение кадастровой стоимости земельных участков, в связи с чем обществу доначислен и предложен к уплате земельный налог в сумме 3 335 567 руб., начислены пени в сумме 29 577 руб. 62 коп., а также общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в сумме 177 001 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области 18.08.2014 № 07-09/09168@ жалоба общества (т. 1, л. 135 – 137, т. 5,              л. 50 – 55) оставлена без удовлетворения.

На основании решения инспекцией обществу направлено требование                № 2983 по состоянию на 27.08.2014 (т. 1, л. 138, 139).

Не согласившись с указанными решением и требованием инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с рассматриваемым заявлением.

         Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 и пунктом 1 статьи 389 НК РФ организации, обладающие на праве собственности земельными участками в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, признаются плательщиками земельного налога.

В силу статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, определенная в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, следовательно, для исчисления земельного налога за 2013 год необходимо учитывать кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2013.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на запросы налоговой инспекции филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области представил сведения о кадастровой стоимости земельных участков общества (т. 5, л. 91 – 150, т. 6, л. 1 – 85), из которых следует, что по состоянию на 01.01.2013 кадастровая стоимость спорных земельных участков определялась в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» (далее – постановление от 30.12.2009 № 2154).

Сумма земельного налога, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением от 30.12.2009 № 2154, составила 3 785 910 рублей, в связи с чем обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 3 335 567 рублей (3785910 – 450343).

Как указано в оспариваемом решении, при исчислении земельного налога за 2013 год следует применять кадастровую стоимость, утвержденную постановлением от 30.12.2009 № 2154, так как утвердивший новую (более низкую) кадастровую стоимость приказ от 27.12.2012 № 206 опубликован 18.01.2013, поэтому по правилам пункта 4 статьи 5 НК РФ по состоянию на 01.01.2013 не вступил в силу.

Общество, не соглашаясь с данной позиций инспекции, как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, сослалось на то, что приказом                 от 27.12.2012 № 206 кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 02.06.2012, что может истолковываться, с учетом положений абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 НК РФ, как придание данному приказу обратной силы в той части, в которой он улучшает положение налогоплательщика.

Суд первой инстанции отклонил указанные доводы общества, правомерно руководствуясь следующим.  

В соответствии с пунктом 2 статьи 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

На основании приведенных норм по представлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области постановлением от 30.12.2009 № 2154 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области. Кадастровая оценка земель проведена по состоянию на 01.01.2007, что установлено в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2013 года по делу № А13-9878/2012.

Приказом от 27.12.2012 № 206 утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков уменьшена более чем в 5 раз.

Приказ от 27.12.2012 № 206 опубликован 18.01.2013 в газете «Красный Север», которая в силу статьи 5 Закона Вологодской области от 02.05.2011                № 2505-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» является источником официального опубликования.

Применительно к определению налоговой базы по земельному налогу вопросы действия актов законодательства о налогах и сборах во времени рассмотрены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года № 17-П.

Согласно названному Постановлению, а также правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20 мая 2014 года № 2868/14, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в НК РФ определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 резолютивной части указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации выявленный в данном Постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений НК РФ является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Правила действия актов законодательства о налогах и сборах во времени установлены статьей 5 НК РФ.

По общему правилу согласно пункту 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

В абзаце четвертом пункта 1 статьи 5 НК РФ также определено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 данной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Согласно пункту 3 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что приказ от 27.12.2012 № 206 не является правовым актом, устраняющим или смягчающим ответственность за нарушение налогового законодательства, не устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, поэтому положения пункта 3 статьи 5 НК РФ не могут быть применены при рассмотрении настоящего спора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Приказ от 27.12.2012 № 206 не предусматривает, что он имеет обратную силу и не содержит указаний о распространении его действия на предшествующие периоды, поэтому правила пункта 4 статьи 5 НК РФ также не подлежат применению в рассматриваемом случае.

Данные выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 27 августа 2014 года по делу № А13-2639/2014.

Согласно пункту 3 приказа от 27.12.2012 № 206 данный приказ вступает в силу со дня его официального опубликования, следовательно, по правилам абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 НК РФ вступил в силу с 18.01.2013.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество не имело оснований применять установленную приказом от 27.12.2012 № 206 кадастровую стоимость при расчете земельного налога за 2013 год, так как на 01.01.2013 действовала кадастровая стоимость, утвержденная постановлением от 30.12.2009 № 2154, которое признано утратившим силу с 18.01.2013 (постановление Правительства Вологодской области от 18.01.2013 № 51). 

Следовательно, в отсутствие в нормативном правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату (22.06.2012, как считает общество) не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 № 256).

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А05-15162/2011. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также