Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А05-4807/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 апреля 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-4807/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 06 апреля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В. , судей Зайцевой А.Я.и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,

при участии от мэрии города Архангельска Буракова В.М. по доверенности от 24.07.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело № А05-4807/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью «Монолит» к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Архангельской области, мэрии города Архангельска,

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Монолит» (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Попова, д. 14, 5-й этаж; ОГРН 1062901065160, ИНН 2901153831; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 163000, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 206; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050107:34 площадью 595 кв.м в размере его рыночной стоимости, равной 1 912 000 руб., расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Суфтина 1 проезд, д. 12, с 01.01.2013.

Решением от 19.05.2014 исковые требования удовлетворены частично. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050107:34, в размере его рыночной стоимости, равной 1 912 000 руб. с момента вступления в силу решения суда.

Лицо, не участвующее в деле, мэрия города Архангельска (далее – Мэрия) с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, мэрию города Архангельска, рассмотреть дело по правилам рассмотрения дел арбитражным судом первой инстанции. Доводы жалобы сводятся к следующему. Согласно постановлению правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп (ред. от 10.06.2014) «Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», размер арендной платы за земельные участки зависит от их кадастровой стоимости. В соответствии с законом Архангельской области от 28.05.2008 № 514-27-03 (ред. от 22.04.2013) «О цене земельных участков, находящихся в государственной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» размер выкупной цены земельных участков также зависит от кадастровой стоимости. Решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости будет затрагивать экономические интересы муниципального образования «Город Архангельск», связанные с поступлением в местный бюджет арендной платы за данный земельный участок. До принятия обжалуемого решения поступления от арендной платы за спорный земельный участок составляли 48 000 руб. в год, после установления новой кадастровой стоимости, указанные поступления составляют 28 000 руб. в год.

В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Судом апелляционной инстанции было установлено нарушение судом первой инстанции положений 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, согласно которому основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В данном случае к участию в деле судом первой инстанции не привлечена Мэрия, вместе с тем обжалуемым судебным актом затронуты ее права.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 № 13839/13 по делу № А33-11257/2012, несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов.

Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.

Суд апелляционной инстанции в соответствии с определением от 18.12.2015 перешел к рассмотрению дела № А05-4807/2014 по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и назначил судебное заседание на 14 час 40 мин 03.03.2015.

Определением от 03.03.2015 в составе суда произведена замена судьи Зориной Ю.В. на судью Шадрину А.Н., поскольку судья Зорина Ю.В. находится в отпуске.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.

От Общества через ресурс «Мой Арбитр» 30.03.2015 поступило заявление об уточнении исковых требований, в которых оно просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050101:34, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Суфтина, 1 проезд, д. 12 в размере 2 638 000 руб. с 01.01.2014. В обоснование уточненных требований представил отчет общества с ограниченной ответственностью «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 27.03.2015 № 090-15.

Апелляционный суд принял уточнение иска.

Мэрия в отзыве на уточненный иск и представитель в судебном заседании указали, что не возражают относительно установления рыночной стоимости земельного участка в размере 2 638 000 руб.

Истец, ответчик и Министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Учреждение направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя Мэрии, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 27.03.2008 № 345-4/06(л) аренды земельного участка Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 29:22:050107:34, общей площадью 595 кв.м, находящегося по адресу: Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Суфтина, 1 проезд, дом 12.

Срок договора аренды установлен на 3 года (пункт 2.1 договора).

В соответствии с пунктом 4.1 договора он является одновременно документом о передаче земельного участка арендатору.

Соглашениями от 15.05.2012 и от 09.01.2013 срок действия договора  продлен до 15.05.2015 и до 31.03.2018.

Договор аренды и соглашения прошли государственную регистрацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается оттисками штампов регистрирующего органа.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.

В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления № 595-пп от 18.12.2012 применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу вышеуказанного земельного участка в размере 3 243 446 руб. 15 коп.

Истец, считая такой размер завышенным, обратился к обществу с ограниченной ответственностью «Проф-оценка» о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка и составлении отчета.

Согласно отчету вышеназванной организации от 26.03.2014 № 464-14рс рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 05.06.2012 – 1 912 000 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, а также считая, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости такие сведения должны применяться с 01.01.2013, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В суд апелляционной инстанции истец представил отчет общества с ограниченной ответственностью «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 27.03.2015 № 090-15 о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050107:34 по состоянию на 05.06.2012 составляла 2 638 000 руб.

Суд апелляционной инстанции полагает, что требование истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050107:34 общей площадью 595 кв.м, адрес объекта:                          Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Суфтина, 1 проезд, дом 12 в размере 2 638 000 руб., является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008                    № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, на сегодняшний день Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в том числе в части изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2015 по делу n А05-10756/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также