Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2009 по делу n А44-4153/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 16 марта 2009 года г. Вологда Дело № А44-4153/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Бочкаревой И.Н., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 января 2009 года по делу № А44-4153/2008 (судья Куропова Л.А.), у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Комтранс» (далее – ООО «Комтранс», общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области (далее – Комитет) от 12.12.2008 № 11/67 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Решением Арбитражного суда Новгородской области по делу от 14 января 2009 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Комитет с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Податель жалобы считает ошибочным вывод суда о необходимости квалификации допущенного обществом правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ. ООО «Комтранс» отзыв на апелляционную жалобу не представило. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в жалобе Комитет просит рассмотреть дело без участия своих представителей. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, ООО «Комтранс» осуществляет производственную деятельность по заготовке и переработке древесины, в результате которой образуются опилки, горбыль, древесная стружка, отработанные автопокрышки, металлолом, отработанные масла. На основании распоряжения от 11.11.2008 № 11/473 Комитетом в период с 18.11.2008 по 05.12.2008 проведена плановая проверка по соблюдению ООО «Комтранс» требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. По результатам данной проверки составлен акт от 05.12.2008 № 11/53, в котором отражены нарушения обществом требований статей 22, 24, 34, 51, 67, 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) и статей 11, 14, 18, 19, 23, 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), выраженных в следующем: обществом не организован первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления; отсутствуют паспорта на опасные отходы, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, план мероприятий по сокращению образования отходов и снижения их воздействия на окружающую среду, договор на вывоз мусора; не сдан отчет по форме № 2-ТП (отходы) за предшествующие годы. На основании материалов проверки по выявленному факту нарушения Комитетом в отношении ООО «Комтранс» составлен протокол об административном правонарушении от 05.12.2008 № 11/50. Председатель Комитета, рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, вынес постановление от 12.12.2008 № 11/67, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей. ООО «Комтранс» указанное выше постановление оспорило в судебном порядке. Обжалуемое решение суда о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления мотивировано неправильной квалификацией административным органом допущенного обществом правонарушения. Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено Комитетом в пределах полномочий, представленных частью 1 статьи 28.3, статьей 23.29 КоАП РФ, а также Положением о комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области, утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 11.01.2008 № 4. В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. Таким образом, названной нормой предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований как при планировании, проектировании объектов (предприятий, сооружений и иных объектов), так и при их непосредственной эксплуатации. В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Названным Законом определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на размещение отходов производства и потребление и другие виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 14), а также нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (статья 22). Законом № 89-ФЗ дано понятие отходов производства и потребления, под которыми понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Статьями 11, 18, 19 Закона № 89-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В силу статьи 24 Закона № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Согласно пункту 2 статье 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Пунктом 3 данной статьи установлено, что на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Также согласно статье 26 указанного выше Закона на юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, возложена обязанность организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Как усматривается из материалов дела, в данном случае ООО «Комтранс» вменяется в вину несоблюдение экологических и санитарно-эпидимиологических требований при непосредственном обращении с отходами производства и потребления. Невыполнение указанных обязанностей представляет собой нарушение экологических требований, установленных в связи с ведением деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления. В силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понимается в том числе деятельность, в процессе которой образуются отходы. Вместе с тем, административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления установлена статьей 8.2 КоАП РФ. Поскольку ООО «Комтранс» не организован первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления, отсутствуют паспорта на опасные отходы, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, план мероприятий по сокращению образования отходов и снижения их воздействия на окружающую среду, договор на вывоз мусора, не сдан отчет по форме № 2-ТП (отходы) за предшествующие годы, обществом нарушены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, поэтому в данном случае имеется состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Комитетом при привлечении общества к административной ответственности допущена неправильная квалификация вмененного ему в вину правонарушения. Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. Довод Комитета о правильной квалификации административным органном допущенного обществом правонарушения является несостоятельным и не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание ввиду того, что в статье 8.2 КоАП РФ содержится специальная норма по отношению к норме, установленной статьей 8.1 КоАП РФ. Так статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение любых экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, в то время как в статье 8.2 КоАП РФ говорится о нарушении экологических требований только при обращении с отходами. С учетом изложенного дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Новгородской области от 14 января 2009 года по делу № А44-4153/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области – без удовлетворения. Председательствующий В.А. Богатырева Судьи И.Н. Бочкарева О.Ю. Пестерева Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2009 по делу n А66-8909/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|