Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А13-9680/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-9680/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А.

при ведении протокола секретарём судебного заседания Саакян Ю.В.,

при участии от ответчика Хрусталевой Е.А. по доверенности от 06.02.2015, Горшковой В.В. по доверенности от 16.03.2015, от третьего лица Вякуновой Г.В. по доверенности от 12.01.2015 № 10-12/9,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2014 года по делу № А13-9680/2014 (судья Кургин А.Ф.),

у с т а н о в и л:

 

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19, оф. 321; ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499; далее - Департамент сельского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу «Устюженский картофель» (место нахождения: Вологодская обл., Устюженский р-н, д. Никола, ул. Корелякова, д. 11; ОГРН 1093532000616, ИНН 3520008266; далее - кооператив) о взыскании 5 000 000 руб., ошибочно предоставленных в качестве субсидии на приобретение техники, машин, оборудования и инвентаря.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент финансов Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806, далее - Департамент финансов).

Решением суда от 01 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Департамент финансов, не согласившись с судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что выдача субсидии была произведена с нарушением требований пункта 2.3 Положения о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам части затрат по приобретению техники, машин, оборудования и инвентаря, утверждённого постановлением Правительства области от 07.04.2009 № 593 (в редакции постановления Правительства области от 05.07.2010 № 764, далее – Положение № 593). Считает, что ответчиком цели и задачи бизнес-плана не достигнуты, прогнозные показатели не выполнены.

Департамент сельского хозяйства в отзыве поддержал изложенные в жалобе доводы.

Кооператив в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.

Департамент сельского хозяйства надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 (Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав представителей ответчика и третьего лица, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). В соответствии с пунктом 1 данной нормы субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Вологодской области от 07.04.2009 № 593 утверждено Положение о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам части затрат по приобретению техники, машин, оборудования и инвентаря.

В соответствии с разделом 1 данного Положения бюджетные средства выделяются в виде субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам на возмещение части затрат по приобретению техники, машин, оборудования и инвентаря.

В разделе 2 Положения № 593 определены правила выделения бюджетных средств, частности, в пункте 2.3 указан список документов, представление которых необходимо для получения субсидии (листы дела 58-59).

Как следует из материалов дела, кооператив обратился в Департамент сельского хозяйства с заявкой о предоставлении субсидии в целях возмещения части затрат по приобретению линии по упаковке и фасовке картофеля, лука и свеклы ГИЛЛЕНКИРХ стоимостью 234 479 евро (9 217 848 руб. 97 коп.). В подтверждение понесённых затрат на приобретение оборудования представил: договор купли-продажи от 06.07.2010 с приложениями, счёт от 06.07.2010 № 1349, счёта-фактуры от 28.07.2010 № Б0000362 и № Б0000363 на общую сумму 8 500 000 руб., платёжные поручения от 28.07.2010 № 54 на сумму 1 000 000 руб., № 58 на сумму 7 500 000 руб.

При этом для оплаты оборудования кооператив (заёмщик) заключил с открытым акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк» (кредитор) кредитный договор от 28.07.2010 № 105012/0028 на сумму 7 500 000 руб., в соответствии с которым заёмщик взял на себя обязательство использовать полученный кредит на приобретение указанного выше оборудования (пункт 2.1). Сумма полученного кредита платёжным поручением от 28.07.2010 № 58 перечислена в счёт оплаты по договору купли-продажи. Стоимость оборудования в размере 1 717 900 руб. уплачена кооперативом за счёт собственных средств по платёжным поручениям от 28.07.2010 № 54, от 02.09.2010 № 69.  

Из перечня документов, указанных в пункте 2.3 Положения № 593, кооперативом не были представлены товарные накладные, поскольку поставка оборудования по условиям договора производилась в течение 150 дней после перечисления авансового платежа.

Поданная ответчиком заявка рассмотрена на заседании областной комиссии по распределению субсидий и согласно протоколу от 30.07.2010 № 2 удовлетворена (листы дела 63-68). На основании этого решения Департамент сельского хозяйства и кооператив заключили договор от 02.08.2010 № 1173 о выделении субсидии из областного бюджета в сумме 5 000 000 руб. (листы дела 30-32). Денежные средства перечислены ответчику платежным поручением от 25.08.2010 № 7503 (лист дела 72).

При проведении проверки деятельности Департамента сельского хозяйства по использованию средств областного бюджета за 2010-2013 года со встречной проверкой кооператива контрольно-ревизионным управлением Департамента финансов установлено, что оборудование для фасовки и упаковки картофеля, на возмещение затрат по приобретению которого выделена субсидия, поставлено кооперативу по товарной накладной и акту приёма передачи 15.11.2010, ввод в эксплуатацию оборудования, согласно приказу председателя кооператива № 10 осуществлён 01.04.2011. Данные обстоятельства зафиксированы в актах от 24.03.2014 и от 26.02.2014 (листы дела 45-50, 51-53) и квалифицированы в качестве нарушения пункта 2.3 Положения № 593, допущенного Департаментом сельского хозяйства при выделении субсидии.

По результатам проверки Департамент финансов пришёл к выводу о неправомерности выдачи субсидии кооперативу и потребовал от истца в срок до 01.07.2014 принять меры по возмещению в областной бюджет средств, выделенных ответчику (листы дела 43-44).

Департамент сельского хозяйства уведомлением о возврате неправомерно полученной субсидии от 01.06.2014 № 02-2340/14 предложил кооперативу в добровольном порядке возвратить средства субсидии в размере 5 000 000 руб. (лист дела 55)

Поскольку указанное уведомление оставлено ответчиком без исполнения истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Основным принципом бюджетного законодательства является целевое использование бюджетных средств (статья 38 БК РФ).

Цель выделения субсидий юридическим лицам определена федеральным законодателем как возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно разделу 1 Положения № 593 из областного бюджета выделение субсидий предназначалось для возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям части произведённых затрат по приобретению техники машин, оборудования для организации закупки у населения и (или) переработки сельскохозяйственной продукции в размере 60% от их стоимости.

В соответствии с пунктами 3.3 и 3.4. Положения № 593 получатель субсидии не вправе был отчуждать, передавать в пользование третьих лиц или в залог приобретённые технику, машины, оборудование в течение трёх лет с момента заключения договора с департаментом сельского хозяйства. Нарушение указанного условия является единственным основанием для возврата субсидии.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 2.1.1, 2.2.1, 3.1 договора от 02.08.2010 № 1173 о выделении кооперативу субсидии.

В рассматриваемом случае затраты кооперативом на приобретение оборудования были фактически понесены, целевое использование субсидии документально подтверждено, размер выделенной кооперативу субсидии соответствует требованиям Положения № 593.

Возражения относительно предоставленных ответчиком документов носят формальный характер. Несовпадение в договоре купли-продажи дат, указанных в нём (дата составления - 24.06.2010 и дата подписания - 06.07.2010) не лишает договор юридической силы и не свидетельствует о несоответствии сделки нормам гражданского законодательства. Отсутствие товарных накладных на приобретённое оборудование на момент рассмотрения заявки хотя и является нарушением Положения № 593, однако не может служить основанием для предъявления требований к кооперативу о возврате субсидии при доказанности её целевого использования.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объёме на основе доказательств, оценённых в соответствии с правилами, определёнными статьёй 71 АПК РФ.

Основания для отмены судебного акта отсутствуют.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобождён от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2014 года по делу № А13-9680/2014  оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Потеева

Судьи

И.В. Кутузова

А.А. Холминов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу n А05-10346/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также