Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А13-13153/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-13153/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 19 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе             председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от инспекции Лебедевой Е.А. по доверенности от 12.01.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 декабря 2014 года по делу  № А13-13153/2014 (судья Мамонова А.Е.),

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Северсталь» (ОГРН 1023501236901; ИНН 3528000597; место нахождения: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30; далее - ОАО «Северсталь», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (ОГРН 1053500023290; ИНН 3525148002; место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее – инспекция) о признании недействительным предписания от 26.06.2014 № 78-д.

Решением суда от 25 декабря 2014 года признано не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и недействительным предписание инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 26.06.2014 № 78-д, выданное ОАО «Северсталь».

Суд возложил на инспекцию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.

С инспекции в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Инспекция не согласилась с судебным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований  отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда  оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя инспекции, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 09.06.2014 № 10 проведена внеплановая документарная проверка общества по соблюдению законодательства Российской Федерации в области долевого строительства, по результатам которой составлен акт проверки от 26.06.2014    № 271-д.

В ходе проверки инспекцией установлено, что общество привлекает денежные средства участников долевого строительства на строительство многоквартирного жилого дома на 288 квартир со встроено-пристроенным помещением по адресу: г. Череповец, 112 мкр., Шекснинский пр., д. 2а, и  многоквартирного 10-этажного жилого дома на 200 квартир со встроено-пристроенным помещением по адресу: г. Череповец, 112 мкр., Шекснинский пр., д. 2а.

При этом по состоянию на 31 марта 2014 года общество как застройщик не выполнило требования к значению норматива целевого использования средств (Н2), установленного частью 2 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» (далее – Постановление № 233).

В связи с этим инспекция по результатам проверки выдала обществу  предписание от 26.06.2014 № 78-д об устранении нарушений законодательства о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в котором обязало ОАО «Северсталь» в срок до 30.09.2014 привести значение норматива целевого использования средств (Н2) к установленному названным постановлением значению не более 1.

Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что превышение одного норматива финансовой устойчивости деятельности застройщика из трех не может являться достаточным для квалификации действий общества, как нарушение требований законодательства в области долевого строительства, а также в связи с неисполнимостью предписания.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ).

Частью 2 статьи 23 Закона № 214-ФЗ определено, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В порядке части 6 статьи 23 Закона №214-ФЗ контролирующий орган вправе осуществлять контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 7); направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений (пункт 9).

Согласно Положению об инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2008 № 1211, инспекция является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти Вологодской области, осуществляющим региональный государственный строительный надзор на территории области, региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

На основании пунктов 3.4, 3.5 указанного Положения при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории области контроля и надзора в области долевого строительства инспекция: ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3.5.6); осуществляет контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 3.5.7); направляет лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов, иных объектов недвижимости, устанавливает сроки устранения таких нарушений (пункт 3.5.9).

В соответствии со статьей 23 Закона № 214-ФЗ нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления № 233 установлены следующие нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика:

норматив обеспеченности обязательств, определяемый путем деления суммы активов застройщика на сумму обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве;

норматив целевого использования средств, определяемый путем деления суммы активов застройщика, не связанных со строительством, на общую сумму его обязательств, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве;

норматив безубыточности, определяемый как количество лет из расчета  3-х последних лет работы застройщика, по итогам которых у застройщика отсутствовали убытки.

Пунктом 4 Постановления № 233 предусмотрено, что расчет нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится застройщиком в соответствии с инструкцией, утверждаемой Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006             № 06-137/пз-н утверждена Инструкция о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (далее – Инструкция).

В пункте 1.2 Инструкции указано, что информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности.

Согласно пункту 3 Инструкции расчет нормативов обеспеченности обязательств и целевого использования средств осуществляется ежеквартально по состоянию на последний день отчетного квартала. Расчет норматива безубыточности осуществляется ежегодно по состоянию на последний день календарного года.

В порядке пункта 2.2 Инструкции норматив целевого использования средств рассчитывается по формуле: , где Ан - стоимость активов застройщика, не связанных со строительством, включающая в себя сумму следующих показателей: внеоборотные активы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), краткосрочные финансовые вложения за вычетом стоимости активов незавершенного строительства и денежных средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа; Д - общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве.

В данном случае в представленной обществом отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 1-й квартал 2014 года в сведениях о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика указаны следующие значения: норматив обеспеченности обязательств (Н1) - 494; норматив целевого использования средств (Н2) - 1,57; норматив безубыточности (Н3) - 2.

Таким образом, норматив целевого использования средств у общества превышает установленный показатель на 0,57, что не оспаривается заявителем.

В соответствии с пунктом 15 статьи 23 Закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации.

В связи с этим суд первой инстанции, исходя из анализа изложенных норм в совокупности, целей государственного регулирования в сфере долевого строительства многоквартирных домов, правомерно посчитал, что превышение одного норматива финансовой устойчивости деятельности застройщика из трех не может являться достаточным для квалификации действий общества, как нарушение требований законодательства в области долевого строительства и не свидетельствует о возможной реальной угрозе нарушения прав и законных интересов дольщиков.

Инспекция не представила доказательства обратного.

Превышение обществом только норматива целевого использования средств не свидетельствует в целом о несоблюдении нормативов финансовой устойчивости его деятельности.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 декабря               2014 года по делу № А13-13153/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

А.Ю. Докшина

О.Б. Ралько

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А13-12777/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также