Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А05-11601/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 марта 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-11601/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от ООО «Варандейский терминал» Чилькидиной Т.Н. по доверенности от 12.04.2015, Сахаровой Н.Н. по доверенности от 01.03.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2014 года  по делу № А05-11601/2014 (судья Козьмина С.В.),

у с т а н о в и л:

государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ненецкому автономному округу                                 (ОГРН 1028301648572; ИНН 8300130157; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 21; далее – Учреждение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Варандейский терминал» (ОГРН 1138383000436; ИНН 2983009240; место нахождения: 166700, Ненецкий автономный округ, рабочий поселок Искателей, улица Россихина, дом 4; далее – Общество, ООО «Варандейский терминал») о взыскании 1 284 250 руб. 91 коп. финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2-й квартал 2013 года.

Решением суда от 18 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Учреждение с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование жалобы указывает, что факт нарушения Обществом статьи 11 Закона № 27-ФЗ подтверждается материалами дела, следовательно, требование о взыскании штрафа подлежит удовлетворению.

От Общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил, его представители в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Варандейский терминал» (далее - ОАО «Варандейский терминал») прекратило деятельность в связи с реорганизацией 25.06.2013 путем преобразования в      ООО «Варандейский терминал».

Должностными лицами Учреждения в ходе проверки своевременности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлено, что ОАО «Варандейский терминал», являясь в              2013 году страхователем по обязательному пенсионному страхованию, не представило в Фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2-й квартал 2013 года в установленный абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок - не позднее 25.06.2013. Такие сведения представлены в Учреждение 15.08.2013 ООО «Варандейский терминал» как правопреемником ОАО «Варандейский терминал».

На основании изложенного Учреждение составило в отношении Общества акт от 20.11.2013 № 166 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и 30.01.2014 вынесло решение № 3, которым привлекло Общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 10 процентов от суммы причитающихся за соответствующий отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации на сумму 1 284 250 руб. 91 коп.

На основании этого решения Фонд направил Обществу требование от 20.03.2014 № 21 об уплате финансовой санкции, которым предложил уплатить штраф в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.

В связи с неисполнением требования от 20.03.2014 № 21 Фонд в порядке статьи 17 Закона № 27-ФЗ обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества вышеназванной суммы штрафа.

Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с частью 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Законом № 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Вместе с указанными сведениями, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

В силу абзаца второго пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО «Варандейский терминал» реорганизовано в ООО «Варандейский терминал» в форме преобразования.

При этом заявление в уполномоченный орган для осуществления реорганизации представлено 18.06.2013, следовательно, в силу абзаца второго пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ именно 18.06.2013 является последним днем срока представления ОАО «Варандейский терминал» сведений, предусмотренных пунктами  2 и 2.1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Фактически необходимые сведения представлены в Учреждение ответчиком – правопреемником ОАО «Варандейский терминал» 15.08.2013, то есть с нарушением установленного срока. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Данное нарушение допущено 19.06.2013, то есть на следующий день после предоставления документов в уполномоченный орган для регистрации реорганизации ОАО «Варандейский терминал».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности события нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Между тем оспариваемым решением Фонда за совершение указанного правонарушения к ответственности привлечено ООО «Варандейский терминал», являющееся правопреемником ОАО «Варандейский терминал».

Суд первой инстанции посчитал, что у Учреждения в рассматриваемом случае отсутствовали законные основания для привлечения                                   ООО «Варандейский терминал» к ответственности в связи со следующим.

Закон № 27-ФЗ, устанавливая правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не содержит норм о порядке привлечения страхователей к ответственности. Такие нормы содержатся в Федеральном законе от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 1 Закона № 212-ФЗ установлено, что этот Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно части 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.

Пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в числе прочих обстоятельств выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

Согласно части 16 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

При этом порядок привлечения к ответственности в случае реорганизации плательщика, равно как и исполнение обязанности в части наложенных ранее штрафных санкций Законом № 212-ФЗ не регламентирован.

Таким образом, в связи со смежностью предметов регулирования, суд первой инстанции посчитал возможным применить к рассматриваемым отношениям по аналогии закона положения абзаца второго пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации.

Абзацем вторым пункта 2 статьи 50 названного Кодекса предусмотрено, что на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Иными словами, на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов возлагается только

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А66-10719/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также