Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2015 по делу n А13-8797/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 февраля 2015 года

г. Вологда

  Дело № А13-8797/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 февраля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат» Гришиной О.И. по доверенности от 31.12.2013, от  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области Поклонцевой О.В. по доверенности от 29.01.2015                        № 0203/00611,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 ноября 2014 года по делу № А13-8797/2014 (судья Лудкова Н.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат» (место нахождения: 162130, Вологодская область,                       г. Сокол, ул. Советская, д. 129, ОГРН 1023502489647, ИНН 3527009692; далее – общество, ООО «Сухонский ЦБК») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области (место нахождения: 160029, Вологодская область, г. Вологда, ул. Горького, д. 158, ОГРН 1043500096034,                                 ИНН 3529000014;  далее – инспекция, МИФНС № 1, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.03.2014 № 21 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18 ноября                   2014 года по делу № А13-8797/2014 в удовлетворении требований общества отказано.

ООО «Сухонский ЦБК» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование своей позиции ссылается на то, что реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога исходя из измененной кадастровой стоимости, если это улучшает его положение, не может быть поставлена в зависимость от момента внесения уполномоченным органом соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости; сумму земельного налога по новой кадастровой стоимости следует рассчитывать с момента вступления в законную силу решения суда, установившего такую стоимость. В связи с этим полагает, что общество правомерно произвело исчисление суммы, подлежащего уплате земельного налога в отношении спорных земельных участков за периоды сентябрь - декабрь 2012 года с учетом измененной вступившим в законную силу решением суда от 28 июня 2012 года по делу № А13-15748/2011 кадастровой стоимости земельных участков.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, ООО «Сухонский ЦБК» принадлежат на праве собственности ?  доли земельных участков с кадастровыми номерами 35:28:0501003:15 и 35:28:0501003:17.

Общество 29.01.2013 представило в МИФНС № 1 налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, в которой исчислило сумму налога, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период, в размере 756 480 рублей. При этом ООО «Сухонский ЦБК» применило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 в сумме                                22 015 531 рубля, земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17 - 143 029 310 рублей, соответствующую данным филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее – кадастровая палата) по состоянию на 01.01.2012.

Впоследствии ООО «Сухонский ЦБК» 01.10.2013 предъявлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за вышеуказанный период, в которой указана кадастровая стоимость названных земельных участков в суммах 1 005 000 рублей и 4 718 000 рублей в соответствии с решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу № А13-15748/2011. Данным решением установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, равная их рыночной стоимости. Сумма подлежащего уплате в бюджет налога по уточненной налоговой декларации составила 490 891 рубль.

Инспекция провела камеральную проверку общества на основе этой декларации, по результатам которой составлен акт от 23.01.2014 № 64.

Рассмотрев названный акт, заместитель начальника МИФНС № 1 принял решение от 20.03.2014 № 21 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО «Сухонский ЦБК»   предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме                265 592 рублей и пени по указанному налогу - 2697 рублей 91 копейки.

В порядке главы 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области, которое решением от 21.05.2014                     № 07-09/05433С решение налогового органа от 20.03.2014 № 21 оставило без изменения и утвердило.

ООО «Сухонский ЦБК» не согласилось с решением МИФНС № 1 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В решении от 20.03.2014 № 21 инспекцией зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в занижении обществом налогооблагаемой базы по земельному налогу за 2012 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 35:28:0501003:15 и 35:28:0501003:17 в связи с неправильным определением их кадастровой стоимости.

В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается                 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога  признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396 Кодекса).

Порядок определения налоговой базы при исчислении земельного налога установлен главой 31 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ; согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса - как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В пункте 3 вышеуказанной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании пункта 2 статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Как следует из оспариваемого решения, инспекция произвела исчисление суммы, подлежащего уплате обществом земельного налога в отношении спорных земельных участков за 2012 год с учетом имеющейся в распоряжении налогового органа информации, представленной уполномоченным органом – кадастровой палатой, согласно которой кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012 составила 22 015 531 рублей (земельный участок с кадастровым номером 35:28:0501003:15) и 143 029 310 рублей (земельный участок с кадастровым номером 35:28:0501003:17).

В свою очередь общество полагает, что сумму земельного налога за периоды с сентября по декабрь 2012 года необходимо рассчитывать исходя из установленной решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу № А13-15748/2011 кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.

Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ     «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.

В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ                  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) (далее – Закон № 135-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Вместе с тем в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона № 135-ФЗ).

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на его рыночную стоимость фактически не связаны с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки. В этом случае сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, а согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Таким образом, установление судом кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений о земельном участке, а представляет собой вновь определенную характеристику земельного участка, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости. Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости, внесенной ранее в государственный кадастр недвижимости, по причине ее несоответствия рыночной стоимости земельного участка является то, что с момента вступления в законную силу судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную судебным актом рыночную стоимость земельного участка. Именно с этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой стоимости и подлежит применению в измененном размере.

В рассматриваемом случае рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:15 в размере 1 005 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 35:28:0501003:17 - 4 718 000 рублей установлена вступившим в законную силу 31.08.2012 решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу № А13-15748/2011.

Из указанного решения видно, что предметом спора не являлась достоверность кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Запись о кадастровой стоимости этих участков в размере                                 1 005 000 рублей и 4 718 000 рублей соответственно внесена в государственный кадастр недвижимости 07.02.2013, следовательно данная стоимость правомерно не учтена налоговым органом при исчислении подлежащего уплате обществом земельного налога за 2012 год и вынесении оспариваемого решения.

Таким образом, выводы инспекции о занижении обществом налогооблагаемой базы по земельному налогу за спорный период являются обоснованными, доначисление земельного налога, начисление пеней по указанному налогу произведено правомерно.

ООО «Сухонский ЦБК» в апелляционной жалобе указывает на то, что реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога исходя из измененной кадастровой стоимости не может быть поставлена в зависимость от момента внесения уполномоченным органом соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости; сумму земельного налога по новой кадастровой стоимости следует рассчитывать с момента вступления в законную силу решения суда, установившего такую стоимость.

Вместе с тем судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не является основанием для аннулирования ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка и не подменяет ранее содержащуюся в нем информацию о такой стоимости этого участка, не делает ее недостоверной.

Следовательно, определенная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно отказано обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции от 20.03.2014 № 21.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по госпошлине с налогового органа в пользу ООО «Сухонский ЦБК»  взысканию не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 ноября 2014 года по делу № А13-8797/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сухонский целлюлозно-бумажный комбинат» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента его принятия.

Председательствующий

Судьи

О.Ю. Пестерева

Т.В. Виноградова

А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2015 по делу n А13-9122/2014. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также