Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2015 по делу n А05-3608/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 февраля 2015 года

 

г. Вологда

 

Дело № А05-3608/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 февраля 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело № А05-3608/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью «Ирида» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении кадастровой стоимости земельного участка, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства имущественных отношений Архангельской области и мэрии города Архангельска,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Ирида» (ОГРН 1022900538803, ИНН 2901103647, место нахождения: 163071, г. Архангельск,  ул. Воскресенская, д. 95, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 206, далее - Учреждение) об установлении с 01.01.2013 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050102:7  площадью 1183 кв.м  в размере его рыночной стоимости, равной 3 248 000 руб. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство имущественных отношений Архангельской области. Решением от 05 июня 2014 года суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 1183 кв.м. с кадастровым номером 29:22:050102:7 в размере его рыночной стоимости, равной 3 248 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал. Лицо, не участвующее в деле, мэрия города Архангельска (далее – Мэрия) с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Мэрию, рассмотреть дело по правилам рассмотрения дел арбитражным судом первой инстанции. Доводы жалобы сводятся к следующему. Согласно постановлению Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп (ред. от 10.06.2014) «Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», размер арендной платы за земельные участки зависит от их кадастровой стоимости. В соответствии с законом Архангельской области от 28.05.2008 № 514-27-03 (ред. от 22.04.2013) «О цене земельных участков, находящихся в государственной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» размер выкупной цены земельных участков также зависит от кадастровой стоимости. Решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости будет затрагивать экономические интересы муниципального образования «Город Архангельск», связанные с поступлением в местный бюджет арендной платы за данный земельный участок. До принятия обжалуемого решения поступления от арендной платы за спорный земельный участок составляли 290 000 руб. в год, после установления новой кадастровой стоимости, указанные поступления составляют 162 400 руб. в год. В силу части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании, состоявшемся 03.12.2014, при применении апелляционным судом части 6.1 статьи 268 АПК РФ установлено основание, предусмотренное пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, связанное с принятием судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Мэрии.

Поскольку указанные нарушения норм процессуального права являются безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционный суд определением от 03.12.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,                                     Мэрию, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены.

Общество 02.12.2014 обратилось в апелляционный суд с заявлением об уточнении исковых требований, просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050102:7 общей площадью 1183  кв.м в размере 4 718 000 руб. с 01.01.2014. В обоснование уточненных требований истец представил отчет общества с ограниченной ответственностью «ПРОФ-ЭКСПЕРТ» от 24.11.2014 № 061-14.

Апелляционный суд принял уточнение иска.

Мэрия в отзыве на уточненный иск указала, что не возражает относительно установления рыночной стоимости земельного участка в размере 4 718 000 руб.

Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником здания, расположенного на земельном участке площадью 1183 кв.м с кадастровым номером 29:22:050102:7, расположенного в городе Архангельске.

Земельный участок принадлежит Обществу на праве аренды (договор аренды земельного участка от  24.03.2000 № 1/485л с соглашением о внесении изменений в договор от 24.10.2002).

Постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012                 № 595-пп утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.

В соответствии с результатами кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере 5 803 833 руб. 49 коп..

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, а также считая, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости такие сведения должны применяться с 01.01.2014, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд апелляционной инстанции полагает, что требование истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:22:050102:7 общей площадью 1183  кв.м в размере 4 718 000 руб., является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008                    № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, на сегодняшний день Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, уполномоченным на внесение изменений в государственный кадастр недвижимости, в том числе в части изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»   (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно отчету оценщика от 24.11.2014 № 061-14 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату проведения кадастровой оценки (05.06.2012) составила 4 718 000 руб.

Апелляционный суд полагает, что истец представил достаточные и объективные доказательства, свидетельствующие о достоверности вышеназванных сведений.

С учетом отсутствия у лиц, участвующих в деле, возражений в отношении выводов изложенных в отчете оценки, а также отсутствия противоречий в документах, имеющихся в материалах дела, апелляционный суд считает, что исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, апелляционный суд считает необоснованным требование истца в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной с 01.01.2014. Такое требование противоречит вышеперечисленным нормам права, а также правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 и от 25.06.2013 № 10761/11.

Установление судом новой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости с момента вступления в силу решения суда. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом, и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

Таким образом, правовых оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной                     4 718 000 руб., с 01.01.2014 не имеется, в иске в этой части следует отказать.

С учетом заявления истца и по правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение иска остаются на истце.

Руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 июня                   2014 года по делу № А05-3608/2014 отменить.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ирида» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:050102:7 площадью 1183  кв.м, в размере его рыночной стоимости, равной 4 718 000 руб.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий два месяца со дня его принятия.

Председательствующий

А.Н. Шадрина

Судьи

   А.Я. Зайцева       

    

   Ю.В. Зорина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2015 по делу n А13-2256/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также