Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А66-7264/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 27 января 2015 года г. Вологда Дело № А66-7264/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года. В полном объёме постановление изготовлено 27 января 2015 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А., при участии от муниципального унитарного предприятия города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» Румянцева Р.А. по доверенности от 17.01.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 сентября 2014 года по делу № А66-7264/2014 (судья Голубева Л.Ю.), у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие города Кимры «Водопроводно-канализационное хозяйство» (ОГРН 1036906004288, ИНН 6910013919; Тверская область, город Кимры, шоссе Борковское; далее — Предприятие, МУП «ВКХ») в лице конкурсного управляющего Верещака Николая Павловича обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; город Тверь, улица Советская, дом 33; далее — Управление), выразившихся в нарушении срока направления отрицательного заключения по отчёту об оценке в Общероссийскую общественную организацию «Российское общество оценщиков». Решением Арбитражного суда Тверской области от 12.09.2014 заявленные требования удовлетворены. Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. МУП «ВКХ» в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения. Управление извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ). Выслушав представителя МУП «ВКХ», исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. Как следует из материалов дела, МУП «ВКХ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Верещак Н.П. (решение Арбитражного суда Тверской области от 21.12.2012 по делу № А66-4026/2012; лист дела 25). Конкурсным управляющим Верещаком Н.П. в адрес Управления заявлением от 13.02.2014 (лист дела 6) направлен отчёт об оценке имущества Предприятия № 05/08-13 для подготовки заключения по нему. Дополнительные документы, необходимые для подготовки заключения по отчёту, были переданы Верещаком Н.П. в Управление 06.03.2014 (лист дела 7). Отрицательное заключение Управления от 12.03.2014 № 1586 (листы дела 8-23) на указанный отчёт об оценке было получено Верещаком Н.П. 07.05.2014. В адрес Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» (далее — СРО) указанное заключение поступило 26.05.2014 (лист дела 67). В связи с этим СРО сопроводительным письмом от 28.05.2014 № 4227/314-Э (лист дела 67) в адрес Управления направлено заключение по экспертизе на отчёт об оценке № 05/08-13. Ссылаясь на несвоевременное направление Управлением в СРО отрицательного заключения на отчёт об оценке, Предприятие обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Суд первой инстанции удовлетворил это заявление. Согласно пункту 1 статьи 130 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) арбитражный управляющий привлекает оценщика для определения стоимости имущества должника и производит оплату его услуг за счёт имущества должника в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. В силу пункта 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчёт оценщика об оценке предприятия должника или имущества должника – унитарного предприятия либо имущества должника – акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчётам оценщиков. В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. Согласно подпункту «б» пункта 1 Временного порядка осуществления Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 09.10.2007 № 187 (далее — Временный порядок), этот Временный порядок регламентирует осуществление Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, в том числе при проведении оценки в ходе конкурсного производства имущества должника — унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более 25 % голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности. Как предусмотрено пунктом 2 Временного порядка, по результатам рассмотрения обращения арбитражного управляющего предприятия-должника выдаётся заключение государственного финансового контрольного органа (далее – ГФКО). Данное заключение является документом, составленным по результатам экспертизы отчёта об оценке, содержащим мотивированное мнение о соответствии отчёта об оценке стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности. Согласно пункту 5 Временного порядка заключение ГФКО выдаётся заявителю в течение 30 календарных дней с даты поступления обращения в Росимущество (территориальный орган Росимущества), если иной срок не установлен в административном порядке. Законодательством иной срок направления заключения не установлен. В рассматриваемом случае от конкурсного управляющего МУП «ВКХ» в Управление отчёт № 05/08-13 об оценке рыночной стоимости имущества этого Предприятия для проведения экспертизы отчёта поступил 13.02.2014, что подтверждается отметкой Управления на соответствующем заявлении (лист дела 6). В Управление 07.03.2014 поступили дополнительные документы (лист дела 7). Таким образом, в полном объёме необходимые для проведения Управлением экспертизы отчёта документы поступили в Управление 07.03.2014, поэтому установленный 30-дневный срок истекает 07.04.2014. Отрицательное заключение Управления от 12.03.2014 № 1586 на данный отчёт об оценке получено конкурсным управляющим Верещаком Н.П. лишь 07.05.2014. В СРО рассматриваемое отрицательное заключение Управления от 12.03.2014 № 1586 на отчёт об оценке поступило 26.05.2014, что следует из письма СРО от 28.05.2014 № 4227/314-Э (лист дела 67). Данные обстоятельства подтверждаются также электронным письмом СРО от 20.05.2014 (лист дела 134), в котором в ответ на запрос конкурсного управляющего Предприятия от 19.05.2014 с просьбой сообщить о поступлении отрицательного заключения Управления (лист дела 133) сообщается, что по состоянию на 20.05.2014 данное заключение в СРО не поступило. Является необоснованной ссылка Управления на его письмо от 13.03.2014 № 1253-02 о направлении Верещаку Н.П. указанного отрицательного заключения (лист дела 64). Объективных доказательств направления этого письма именно в указанную на нём дату (13.03.2014) и вручения его Верещаку Н.П. не представлено. В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что статья 130 Закона о банкротстве не предусматривает обязанности направления в адрес СРО соответствующего заключения в 30-дневный срок. Эти доводы являются необоснованными. Обязанность направления заключения по отчёту в 30-дневный срок конкурсному управляющему предусмотрена пунктами 2, 5 Временного порядка, который обязателен для исполнения Управлением. В силу пункта 3 статьи Закона о банкротстве в течение 30 дней со дня получения отчёта об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчётам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчёту. Согласно пункту 4 статьи 130 Закона о банкротстве отрицательное заключение органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчётам оценщиков, содержащее обоснование несоответствия отчёта об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчёте об оценке (далее – несоответствие отчёта об оценке требованиям к данному отчёту), направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, составивший данный отчёт, с приложением копии представленного в орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчётам оценщиков, отчёта об оценке. Из системного толкования пунктов 3 и 4 статьи 130 Закона следует, что установлен 30-дневный срок для направления заключения по отчёту оценщика. В пункте 3 данной статьи указывается лишь на право направить данное заключение. Однако в случае, если это заключение является отрицательным, то установлена уже обязанность его направления (пункт 4 статьи). При этом такое отрицательное заключение должно быть направлено не только арбитражному управляющему, но и в саморегулируемую организацию оценщиков (пункт 4). При этом продолжает действовать установленный пунктом 3 статьи 130 Закона срок направления этого заключения (в течение 30 дней), так как в пункте 3 статьи не указывается, что направляется отрицательное или положительное заключение, – этот пункт содержит общую норму о направлении заключения (любого). Кроме того, пунктом 5 Временного порядка также предусмотрена общая обязанность направить в течение 30 календарных дней заключение ГФКО (любое – как положительное, так и отрицательное) заявителю (то есть конкурсному управляющему). Таким образом, из системного толкования указанных норм следует, что установленный пунктом 3 статьи 130 Закона о банкротстве 30-дневный срок направления заключения по отчёту в адрес конкурсного управляющего распространяется и на установленную пунктом 4 этой статьи обязанность направления отрицательного заключения в адрес как конкурсного управляющего, так СРО. Иное толкование означало бы бессрочность исполнения этой обязанности, что приведёт к её нивелированию и к потере смысла правового регулирования в этом эпизоде. С учётом того, что Управлением было выдано отрицательное заключение по отчёту оценщика, то обязанность по его направлению арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков возникла в силу пункта 4 статьи 130 Закона о банкротстве. Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2010 № ВАС-8824/10, в котором пункты 3 и 4 статьи 130 Закона о банкротстве также применяются в их едином и системном толковании. Такой же правовой подход выражен в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2009 по делу № А05?2040/2009. С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что, не выдав заключение в установленный срок, Управление допустило бездействие, являющееся нарушением статьи 130 Закона о банкротстве, пунктов 2, 5 Временного порядка. Между тем суд первой инстанции не учёл следующее. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органов, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными. По смыслу названных норм права решение и действия (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными только при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий соответствующее заявление не может быть удовлетворено. В рассматриваемом случае выданное Управлением заключение по отчёту об оценке является отрицательным. Нарушение Управлением срока выдачи этого отрицательного заключения не могло в данном случае повлечь Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А13-2297/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|