Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А05-11583/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 января 2015 года

г. Вологда

Дело № А05-11583/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.

В полном объёме постановление изготовлено 26 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Коноша» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 октября 2014 года по делу № А05-11583/2014 (судья Козьмина С.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

Отделение надзорной деятельности Коношского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Свободы, дом 27;              ОГРН 1042900042822; ИНН 2901129780; далее – Отделение, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении  общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Коноша» (место нахождения: 164010, Архангельская область, рабочий поселок Коноша, проспект Октябрьский, дом 19;                                          ОГРН 1122918000688; ИНН 2912006211; далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 14 октября 2014 года общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Общество не согласилось с таким решением и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что совершило вменяемое правонарушение в условиях крайней необходимости.

Отделение в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Главного государственного инспектора Коношского муниципального района Архангельской области по пожарному надзору от 11.08.2014 № 30 Отделением проведена внеплановая выездная проверка исполнения обществом предписания от 09.07.2014 № 50/1/2 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В ходе проверки Отделением установлено, что общество в период с 21.07.2014 по 23.07.2014 производило ремонт печей и дымоходов по адресу: Архангельская область, Коношский район, п.Коноша, ул.Западная, д.10б, без специального разрешения (лицензии), что свидетельствует о нарушении подпункта 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), пункта 9 приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 (далее – Положение о лицензировании).

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 21.08.2014 № 60 и послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 12.09.2014 № 108.

Посчитав состав правонарушения установленным, Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции удовлетворил данное заявление, назначив обществу наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Апелляционная коллегия согласна с указанными выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде штрафа для юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и обязанное получить соответствующее разрешение.

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, определен Законом № 99-ФЗ, в силу подпункта 15 пункта 1 статьи 12 которого деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возложено на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, приведен в приложении к названному Положению. К данным работам и услугам пунктом 9 приложения к Положению отнесены устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов.

Факт осуществления обществом работ по ремонту дымоходов жилого дома по вышеуказанному адресу не отрицается обществом и подтверждается протоколом об административном правонарушении от 12.09.2014 № 108, актом проверки от 2108.2014 № 60, составленным в присутствии представителя общества, актом выполненных работ от 23.07.2014 № 266, взятыми 15.08.2014 объяснениями Соболевой Н.И., Соболева Ю.Н., Волосовой Т.Н., а также объяснениями Соколова Л.Н. и Дружининой М.А. от 18.08.2014, проживающими в доме по адресу: Архангельская область, Коношский район,  п. Коноша, ул. Западная, д.10б.

Факт осуществления обществом ремонта печей материалами дела не подтверждается.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 данного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законодательством норм и предотвращению совершения правонарушения.

Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества такой возможности, а также доказательства, подтверждающие факт принятия всех возможных мер, исключающих совершение правонарушения, в материалах дела отсутствуют.

Апелляционная коллегия отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что правонарушение совершено им в условиях крайней необходимости.

Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности, если оно своими действиями пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права.

При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения.

Для квалификации состояния крайней необходимости все названные условия должны иметь место в совокупности.

В рассматриваемом случае доказательств совершения действий в условиях крайней необходимости, на которые ссылается ответчик, в материалы дела им не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 названного Кодекса административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

В рассматриваемом случае судом не установлены обстоятельства, отягчающие ответственность общества, в связи с чем наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1             КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

С учетом изложенного апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 октября                  2014 года  по делу № А05-11583/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Коноша»  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Н.В. Мурахина

В.И. Смирнов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А52-2772/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также