Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2015 по делу n А13-10468/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 января 2015 года

г. Вологда

Дело № А13-10468/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 12 января 2015 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе                        судьи Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от заявителя Позгаловой Т.Б. по доверенности от  22.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 октября  2014 года по делу № А13-10468/2014 (судья Логинова О.П.),

у с т а н о в и л:

предприниматель Елоев Алексей Николаевич (ОГРНИП 304353206100071; ИНН 352200102035) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; ОГРН 1023500877949; ИНН 3525108200; далее - Департамент, административный орган) от 06.06.2014 № 240/1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -                 КоАП РФ).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.

Решением суда от 24 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Департамент с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Считает, что в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Полагает, что Елоев А.Н., являясь субъектом малого предпринимательства, обязан предоставлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил, его представитель в судебном заседании отклонил доводы, приведенные подателем жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного решения. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.

Департамент о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителей в суд не направил, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителя предпринимателя, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.04.2014 № 7 в отношении предпринимателя Елоева А.Н. с 21.05.2014 по 22.05.2014 администрацией Чагодощенского муниципального района проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт от 22.05.2014 № 7.

В ходе данной проверки установлено, что основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является торгово-закупочная деятельность промышленными товарами, численность сотрудников предпринимателя на момент проверки составила 6 человек.

На основании этого администрацией Чагодощенского муниципального района сделан вывод о том, что индивидуальный предприниматель является субъектом малого предпринимательства.

При проверке также установлено, что Елоевым А.Н. проведена инвентаризация образующихся отходов, согласно которой при осуществлении деятельности образуются следующие отходы:

- первого класса опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код отхода по ФККО3533010013011), годовой норматив образования - 0,005 т;

- четвертого класса опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код отхода по ФККО 9120040001004), годовой норматив образования - 0,396 т;

- пятого класса опасности: отходы упаковочного картона незагрязненные (код отхода по ФККО - 1871020201005), годовой норматив образования - 0,1т; - отходы от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли (код отхода по ФККО - 9120120001005), годовой норматив образования - 22,54 т.

Индивидуальный предприниматель Елоев А.Н. ведет учет отходов, образующихся в процессе своей деятельности, в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, согласно которому в 2013 году –            1-м квартале 2014 года поквартально образовалось следующее количество отходов: мусор от бытовых помещений организаций несортированные (исключая крупногабаритный) - 0,0035, 0,0035, 0,0015, 0,0015, 0 т; отходы упаковочного материала незагрязненные - 0,017, 0,035, 0,035, 0,013, 0,06 т; отходы от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли - 0,15, 0,15, 0,04, 0,04, 0,07, отходы полиэтилена в виде пленки - 0,0037, 0,0037, 0,0013, 0,0013, 0 т.

Отход ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак в проверяемый период не образовался. Для временного хранения данного вида отходов оборудовано место на стеллаже в подсобном помещении.

Образующиеся отходы упаковочного картона накапливаются в определенном месте в помещении склада и далее передаются индивидуальному предпринимателю, который передает картон для использования специализированной организации. На момент проверки в месте временного накопления находится около 0,1 т отхода. Передачу картона в 2013 году предпринимателю Мурашову А.Н. в количестве 103 кг подтверждает акт сдачи-приемки от 20.04.2013 № 1. Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, а также отходы полиэтилена в виде пленки, размещаются в контейнеры, установленные около зданий магазинов. Данные отходы передаются для захоронения специализированной организации ООО «Чагодаагрострой» по договору на оказания услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов б/н от 01.01.2014, б/н от 01.06.2013.

Согласно квитанциям к приходному кассовому ордеру от 20.09.2013                 № 89, от 26.12.2013 № 127 в проверяемый период всего передано 6 м(3) отходов.

При этом отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2013 год предпринимателем не предоставлена в установленные сроки и лимиты на размещение отходов на 2013 год не установлены.

В связи с этим административным органом, исходя из установленных в ходе проверки обстоятельств, сделал вывод о нарушении предпринимателем Елоевым А.Н. требований статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

По данному факту нарушения государственный инспектор в области охраны окружающей среды Вологодской области по Чагодощенскому району администрации Чагодощенского муниципального района Старшинова М.А. 22.05.2014 составила в отношении предпринимателя протокол № 6 об административном правонарушении в области охраны окружающей среды, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды (по охране природы) Вологодской области, ведущий специалист управления государственного экологического надзора Департамента Круглова Н.В., рассмотрев вышеуказанный протокол и материалы дела об административном правонарушении, 06.06.2014 вынесла постановление о привлечении предпринимателя Елоева А.Н. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Предприниматель не согласился с указанным постановлением и обратился в арбитражный суд с заявление о его оспаривании.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные предпринимателем требования.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Законом № 89-ФЗ определены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Исходя из статьи 1 названного Закона, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под обращением с отходами -  деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Пунктом 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 (далее - Порядок № 30).

В соответствии с пунктом 3 Порядка № 30 субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Пунктом 14 названного Порядка установлено, что отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Территориальные органы Росприроднадзора регистрируют отчетность, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведут учет и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов при администрировании платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов (пункт 15).

Согласно пункту 5 Порядка № 30 отчетность предоставляется до                     15 января года, следующего за отчетным периодом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004                 № 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (далее - Положение № 400), в силу которого Росприроднадзор организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (пункт 5.5.9 Положения № 400).

Следовательно, поскольку предприниматель в 2013 году осуществлял деятельность по обращению с отходами в части накопления и размещения, он, являясь субъектом малого предпринимательства, в срок до 15.01.2014 обязан был направить в Управление Росприроднадзора по Вологодской области отчетность об образовании, использовании и размещении отходов в уведомительном порядке.

Данная отчетность предпринимателем представлена не была.

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы предпринимателя о том, что отчет о фактическом образовании отходов был направлен заказным письмом с уведомлением, поскольку  Елоевым А.Н. не представлены доказательства, свидетельствующие о направлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления за 2013 год, в адрес Управления Росприроднадзора по Вологодской области в установленный законом срок.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о наличии в бездействии предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

В то же время статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2015 по делу n А05-9875/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также