Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А66-3615/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 декабря 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-3615/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 29 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АПН»» на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 октября 2014 года по делу                        № А66-3615/2014 (судья Истомина О.Л.),

 

установил:

 

администрация города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «АПН» (место нахождения: 170001, город Тверь, проспект Калинина, дом 17, офис 302; ОГРН 1046900054167, ИНН 6901059219; далее - Общество) о взыскании 49 368 руб. неосновательного обогащения за период с 23.03.2012 по 01.02.2014.

Определением суда от 08.04.2014 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –             АПК РФ).

Определением суда от 11.06.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Смоленский, дом 29; ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320; далее – Министерство).

Решением от 17.10.2014 суд взыскал с Общества в пользу Администрации 49 368 руб.  неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения  судебного акта по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8,25 % годовых  за каждый день просрочки  с момента вступления решения в законную силу до его фактического  исполнения  на всю взысканную сумму, а также в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором отказать Администрации в удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Как следует из               пункта 1 статьи 3 Закона Тверской области от 09.04.2008 № 49-301 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» правительство Тверской области обеспечивает управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности Тверской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. На основании пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 52044-2003 автомобильная дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Автомобильная дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Как следует из пункта 3.5 ГОСТ Р 52044-2003 полоса отвода - совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, зданий, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, а также других объектов, имеющих специальное назначение, связанное с обслуживанием указанной дороги. Заключением специалиста общества с ограниченной ответственностью «Кадастровый центр Базис» установлено, что рекламные щиты в городе Твери, на проспекте Чайковского, дом 6, корпус 2, находится в границах земельного участка, кадастровый номер 69:40:0400079:25, относящегося к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с решением Тверской городской Думы от 27.07.2004 № 66 «Об утверждении Правил распространения наружной рекламы в городе Твери» Администрация имеет право на получение платы только за размещение рекламы на объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, и государственной платы за выдачу разрешения. Взимания никаких других плат законодательством не предусмотрено. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не свидетельствует о праве Администрации предоставлять Обществу право на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции, так как заключен до принятия Закона Тверской области от 09.04.2008 № 49-301 «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области» и соответствовал компетенции Администрации. После принятия указанного нормативного правового акта данные полномочия переданы правительству Тверской области.

Администрация в отзыве на жалобу возразила против изложенных в ней доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, а также ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Общество и Министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Администрация  и Общество  (рекламораспространитель) заключили  договор на распространение наружной рекламы от 22.03.2007 № 180 в редакции дополнительного соглашения от  30.12.2011.

По условиям договора  Администрация  приняла на себя обязательства  на основании разрешения на установку рекламной конструкции предоставить Обществу право за плату установить и эксплуатировать рекламную конструкцию - 1-сторонний рекламный щит размером 3 м х 6 м площадью            18 кв.м, по адресу: проспект Чайковского, дом 6, корпус 2, а Общество - производить оплату  в размере 26 498 руб. в год.

В силу пункта 2.3.3 договора ответчик обязан  в течение 10 календарных дней с момента  прекращения действия договора произвести  демонтаж средства  наружной  рекламы и письменно  уведомить об этом Администрацию.

В соответствии с пунктом 2.3.8 договора в редакции дополнительного соглашения  ответчик обязан уплатить указанную в договоре сумму в сроки, предусмотренные договором. В случае несоблюдения порядка и срока внесения платы по настоящему договору рекламораспространитель выплачивает Администрации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующий на момент оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

В силу пункта 3.1 договора в редакции дополнительного соглашения цена договора на период с 01.01.2012 по 22.03.2012 определяется на основании Правил распространения наружной рекламы в городе Твери, утвержденных решением Тверской Думы от 27.07.2004 № 66.  Итого за период с 01.01.2012 по 22.03.2012 (82 дня) плата по договору составляет 5937 руб. без учета налога на добавленную стоимость 18% (1069 руб. сверху).

Разделом 4 договора определено, что плата вносится рекламораспространителем в сроки, указанные в дополнительном соглашении к договору.

Согласно пункту 4.1 договора в редакции дополнительного соглашения плата вносится рекламораспространителем в размере  5937 руб. до 20.03.2012.

Пункт 5.1 предусматривает, что  срок действия договора установлен с момента подписания до окончания действия разрешения.

На установку рекламной конструкции Обществу выдано разрешение           от 22.03.2007 № 310-314 сроком на 5 лет.

Как следует из акта  обследования рекламной конструкции от 03.02.2014 сотрудниками Управления потребительского рынка и контроля  администрации города Твери вышеназванная рекламная конструкция не демонтирована.

По расчету истца, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере 49 368  руб. за период с 23.03.2012 по 01.02.2014 в связи с невнесением платы за размещение рекламной конструкции.

Считая, что ответчик не освобожден  от несения данной платы по истечении срока действия договора в связи с невыполнением действий по ее демонтажу, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру и удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем кодексе.

Как  правомерно указал суд первой инстанции, отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, регулируются  нормами Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), а также принятыми в соответствии с ним   иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему,  его продвижение на рынке.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции, согласно части 9 названной статьи  Закона о рекламе, допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Частью 17 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано,  что согласно частям 9 и 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выданного органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. При отсутствии такого разрешения установка рекламной конструкции является самовольной. При рассмотрении споров судам необходимо

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2014 по делу n А05-5466/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также