Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А05-9127/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 декабря 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-9127/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 26 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе                   председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии от заместителя прокурора Архангельской области                       Иволга О.В. по поручению от 11.12.2014 и удостоверению от 02.10.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 октября 2014 года по делу № А05-9127/2014 (судья Шапран Е.Б.),

 

у с т а н о в и л:

 

заместитель прокурора Архангельской области (ОГРН 1022900513063; ИНН 2901052689; место нахождения: 163002, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 15; далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 3.4.7 договора аренды лесного участка от 14.07.2011 № 1143 в части слов «в случае возникновения лесного пожара на арендованной территории обеспечивать его тушение», заключенного между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) и открытым акционерным обществом «Газпром» (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003; место нахождения: 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16;                       далее - общество).

Решением Арбитражного суда Архангельской области                                          от 21 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Прокурор с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы, в ней изложенные, поддержало, считает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению, просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Общество и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав пояснения представителя прокурора, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает оспариваемое решение суда подлежащим отмене в силу следующего.

Как видно из материалов дела, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 14.07.2011 № 1143 (в редакции протокола урегулирования разногласий от 25.08.2011) (далее – договор).

Предметом указанного договора является предоставление обществу в аренду лесного участка площадью 3,4751 га в Котласском лесничестве Архангельской области для строительства линейных объектов в составе стройки «Система магистральных трубопроводов «Ухта-Торжок (1 очередь)».

В пункте 3.4.7 договора предусмотрено, что общество (арендатор) обязано соблюдать на предоставленном ему в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности. В случае возникновения лесного пожара на арендованной территории обеспечивать его тушение. Принимать участие в тушении лесных пожаров согласно утвержденному плану. Проводить противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов. Прокладывать просеки, противопожарные разрывы, обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах в соответствии с Проектом освоения лесов.

Ссылаясь на несоответствие действующему законодательству пункта 3.4.7 договора в части слов «в случае возникновения лесного пожара на арендованной территории обеспечивать его тушение», прокурор обратился в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, прийдя к выводу о том, что в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила № 417), лица, осуществляющие использование лесов, обязаны иметь средства предупреждения и тушения лесных пожаров и содержать такие средства в готовности для немедленного использования, а в случае обнаружения пожара незамедлительно сообщить об этом в специализированную службу. При этом суд указал, что вышеназванные Правила не содержат запрета на совершение лицом иных действий, препятствующих распространению пожара и направленных на его тушение с учетом имеющихся сил и возможностей.

         Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела приходит к следующим выводам.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

         Пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

  Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 названного Кодекса).

         В абзаце втором пункта 3.4.7 договора установлена обязанность арендатора в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечить его тушение.

 Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ  Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений в части организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров).

Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

  Согласно части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

  В силу части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.

Пунктом 7 Правил № 417 установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Кроме того, названной статьей определено понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Из приведенных норм следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара.

Оснований считать, что общество наделено полномочиями специализированной противопожарной организации, в данном случае не имеется.

Из буквального содержания пункта 3.4.7 договора аренды следует, что на арендатора возложена обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке.

Поскольку возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара противоречит приведенным выше нормам, апелляционная инстанция приходит к выводу о ничтожности данного условия договора аренды, в связи с чем, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 декабря 2014 года по делу № А44-2664/2014. 

  При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба прокурора – удовлетворению.

Ссылка общества на то, что иск подан в интересах общества подлежит отклонению. Право прокурора обратиться в защиту государственных и общественных интересов в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, указанных в статье 52 АПК РФ, предусмотрено законом. Так, из заявления прокурора (л.д. 5) следует, что он обратился с рассматриваемым иском в интересах Российской Федерации, уполномоченный орган публично-правового образования – Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

  Поскольку прокурор в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, а ответчиками являются два лица, одно из которых (министерство) также освобождено от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины (50% от государственной пошлины, подлежащей уплате по настоящему иску), а также 1000 руб. государственной пошлины (50% от государственной пошлины, подлежащей уплате за рассмотрение апелляционной жалобы прокурора).

Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области                                           от 21 октября 2014 года по делу № А05-9127/2014 отменить.

Признать недействительным пункт 3.4.7 договора аренды лесного участка от 14.07.2011 № 1143 в части слов «в случае возникновения лесного пожара на арендованной территории обеспечивать его тушение», заключенного между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и открытым акционерным обществом «Газпром».           Взыскать с открытого акционерного общества «Газпром»                          (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003; место нахождения: 117997, город Москва, улица Наметкина, дом 16) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

А.Ю. Докшина

О.А. Тарасова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу n А05-7460/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также