Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А44-4775/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 декабря 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-4775/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Славянка» в лице филиала «Новгородско - Вологодский» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 октября 2014 года по делу № А44-4775/2014 (судья Куропова Л.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Славянка» в лице филиала «Новгородско - Вологодский» (место нахождения: 129110, Москва, площадь Суворовская, дом 2, строение 3; ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219; далее – общество, ОАО «Славянка») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области (место нахождения: 173000, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 12; ИНН 5321091224, ОГРН 1035300272171; далее – управление, инспекция, жилищная инспекция, административный орган) от 30.06.2014 № 698-14 как несоответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), Жилищному кодексу Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Правилам пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги и газоснабжению, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410, постановлению Правительства Новгородской области от 21.11.2013 № 371 «Об управлении государственной жилищной инспекции Новгородской области».

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 07 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неверную формулировку предписания, которая обязывает общество заключить договор на выполнение работ по проверке вентканалов, в то время как общество может выполнить указанные работы собственными силами, поскольку имеет необходимую лицензию. По мнению общества, сроки проверки вентканалов установлены пунктом 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2009 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170) и пунктом 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410), обязанность по составлению графиков в данных нормативных документах отсутствует.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения. Дополнительно указывает, что в отношении одного из семи домов заявителем уже был заключен договор на обслуживание вентканалов. 

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, ОАО «Славянка» на основании договора управления от 02.08.2010 № 1-УЖФ осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков, находящихся в собственности Министерства обороны Российской Федерации. Из указанного договора следует, что общество оказывает услуги и выполняет работы по техническому содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: Новгородская область, г. Старая Русса, Сомровая роща, д. 1а, 2, 3, 6-9.

Жилищной инспекцией 08 июля 2014 года проведена документарная проверка общества в связи с обращением открытого акционерного общества «Газпромраспределение Великий Новгород» (далее – ОАО «Газпромраспределение Великий Новгород») об отсутствии технического обслуживания вентканалов и дымоходов многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ОАО «Славянка». Обществу предложено представить договор со специализированной организацией по проверке вентканалов и дымоходов в 2014 году и акты проверок вентканалов и дымоходов (т. 1, л. 23-24). Проверкой установлено отсутствие договоров со специализированной организацией и несоблюдение периодичности  проверок вентаканалов и дымоходов.

По результатам проверки обществу выдано предписание от 30.06.2014 № 698-14 в срок до 01.08.2014 года представить график проверки вентканалов и дымоходов в многоквартирных домах, расположенных в г. Старая Русса, мкр. Сомровая роща д. 1, 2, 3, 6-9 и заключить договоры со специализированной организацией на проверку вентканалов и дымоходов многоквартирных жилых домов 2, 3, 6-9 по указанному адресу (т. 1, л. 25).

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось с заявлением в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельностью.

Аналогичные требования содержатся в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила   № 491), в соответствии с которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;  поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Из вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что управляющая компания, не являясь собственником, пользователем общих помещений многоквартирных домов, на возмездной основе отвечает за их безопасную эксплуатацию и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах.

То, что общество оказывает услуги и выполняет работы по техническому содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: Новгородская область, г. Старая Русса, Сомровая роща, д. 1а, 2, 3, 6-9, заявителем сомнению не подвергается.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за № 5176, опубликованы в «Российской газете» от 23.10.2003 № 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.

В соответствии с пунктом 5.5.12 Правил № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:

а) дымоходов:

сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;

кирпичных - один раз в три месяца;

асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;

отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);

б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).

Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.

Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.

Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются.

После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.

Согласно пункту 5.5.5 Правил № 170 эксплуатация внутренних устройств газоснабжения домов или в отдельных квартирах и помещениях не допускается при:

аварийном состоянии здания или квартиры (осадка фундамента, повреждение несущих конструкций);

наличии разрушений штукатурки потолков и стен или сквозных отверстий в перекрытиях и стенах;

отсутствии или нарушении тяги в дымовых и вентиляционных каналах:

требующих ремонта неисправных внутренних устройств газоснабжения;

при наличии запаха газа.

В силу пункта 5.5.6 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна:

содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы;

обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора;

обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов.

В силу пункта 5.7.2 названных Правил персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить:

плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы;

замену сломанных вытяжных решеток и их крепление;

устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах;

устранение засоров в каналах;

устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.

Таким образом, проверка вентиляционных каналов и дымоходов со стороны организации, обслуживающей жилой фонд должна производиться регулярно.

Материалами дела подтверждается, что такая проверка обществом на регулярной основе не проводилась, графиков проверки не имеется. При таких обстоятельствах требование административного органа, изложенное в предписании от 30.06.2014 № 698-14 в срок до 01.08.2014 представить график проверки вентканалов и дымоходов в многоквартирных домах, расположенных в г. Старая Русса, мкр. Сомровая роща д. 1, 2, 3, 6-9 является правомерным и обоснованным.

Согласно пункту 14 Правил № 410 договор о проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте дымовых и вентиляционных каналов заключается с организацией, допущенной к выполнению соответствующих работ на основании лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225, и исполняется в порядке, предусмотренном статьями 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование возможности осуществления указанных работ своими силами заявителем представлена лицензия от 29.09.2010 № 8-2/02141 выданная МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе монтаж, ремонт и обслуживание систем дымоудаления.

Вместе с тем, данная лицензия представлена заявителем не в полном объеме. Согласно сведениям реестра лицензирования на официальном сайте МЧС России (запись № 5173) местом осуществления лицензируемой деятельности у общества является город Москва.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что наличие указанной лицензии не освобождает общество от необходимости привлечения специализированной организации для проверки вентканалов и дымоходов в многоквартирных жилых домах 2, 3, 6-9 города Старая Русса, либо соответствующего переоформления лицензии на основании положений пункта 8 статьи 3, части 1 статьи 13, частей 1,2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А66-4032/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также