Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А13-8144/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 декабря 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-8144/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,

при участии от отдела судебных приставов по Сокольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Солдатовой Е.В. по доверенности от 15.12.2014, от Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Солдатовой Е.В. по доверенности от 14.01.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сокола на решение Арбитражного суда                   Вологодской области от 25 сентября 2014 года по делу № А13-8144/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья                        Мамонова А.Е.),

 

у с т а н о в и л:

 

администрация города Сокола (г. Сокол, ул. Советская, д. 73,                          ИНН 3527011620, ОГРН 1053500606884; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Сокольскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области                Пушкиной Е.В. (г. Сокол, ул. Кирова, д. 46; далее – отдел) от 07.05.2014 по делу                № 69/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), постановления заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области  - заместителя главного судебного пристава Кочина Б.Ю. (г. Вологда, ул. Мальцева, д. 52, ИНН 3525144985,                            ОГРН 1043500095704; далее – управление) от 04.06.2014 № 69/2014.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 сентября                  2014 года по делу № А13-8144/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель обжаловал решение в апелляционном порядке, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав вмененного ему правонарушения, а при его установлении считает возможным применить положения статьи 2.9                 КоАП РФ ввиду малозначительности правонарушения.

Отдел в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в ней, отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Управление в отзыве на жалобу и его представитель  в заседании апелляционного суда отклонил доводы, приведенные подателем апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, представителя в суд не направила, в связи с этим жалоба рассмотрена без ее участия в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения ответчиков, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, решением Сокольского районного суда Вологодской области от 12 декабря 2012 года по делу № 2-1837/2012 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Курочкину Владимиру Александровичу вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте г.Сокола, отвечающего санитарным и техническим требованиям, равнозначного ранее занимаемому размером не менее 25,4 кв. м.

Выданный на основании данного решения исполнительный лист от 21.01.2013 серии ВС № 029514400 предъявлен взыскателем для принудительного исполнения.

Судебный пристав-исполнитель отдела 22.01.2013 вынес постановление о возбуждении исполнительного производства № 2223/13/42/35, которым установил администрации 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента его получения должником. Указанное постановление получено заявителем 29.01.2013 (лист дела 35).

В срок, установленный для добровольного исполнения, администрация не исполнила требования исполнительного документа, поэтому судебный пристав 18.07.2013 вынес постановление о взыскании с заявителя 5000 руб. исполнительского сбора, которое получено администрацией 19.07.2013.

В постановлении установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 12.08.2013.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от            29 августа 2013 года по делу № 13-278/2013 администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Сокольского районного суда                      Вологодской области от 12 декабря 2012 года по делу № 2-1837/2012 на 3 месяца со дня вступления определения в законную силу.

Решением Сокольского районного суда Вологодской области от                    27 сентября 2013 года по делу № 2-1710/2013 размер исполнительского сбора, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 18.07.2013 по исполнительному производству № 2223/13/42/35 уменьшен на 1250 руб.  

Судебным приставом-исполнителем отдела 09.04.2014 вынесено предписание-требование с предупреждением о привлечении администрации к ответственности за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе. В предупреждении установлен срок для исполнения решения суда до 21.04.2014.

В указанный срок решение суда администрацией не исполнено.

Судебный пристав-исполнитель отдела извещением от 09.04.2014 предупредил администрацию об истечении срока для исполнения решения суда, установленного предписанием-требованием от 09.04.2014, и 22.04.2014 составил протокол об административном правонарушении № 69, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов исполнительного производства судебный пристав отдела Пушкина Е.В. вынесла в отношении администрации постановление от 07.05.2014 по делу № 69/2014 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15                   КоАП РФ.

В порядке пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ администрация обратилась с жалобой на постановление от 07.05.2014 по делу № 69/2014 о привлечении к административной ответственности в управление.

Судебный пристав управления Кочин Б.Ю., рассмотрев вышеуказанную жалобу, вынес постановление от 04.06.2014 № 69/2014, которым оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя отдела оставлено без изменения, жалоба администрации – без удовлетворения.

Администрация не согласилась с постановлением от  07.05.2014 по делу № 69/2014 и постановлением от 04.06.2014 № 69/2014, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы администрации, и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

В силу положений частей 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов.

Согласно части 1 статьи 6 данного Закона и части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный для добровольного исполнения срок, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после взыскания исполнительского сбора.

В данном случае должником по исполнительному производству № 2223/13/42/35 является администрация, поэтому судебный пристав-исполнитель правильно определил ее в качестве субъекта административного правонарушения.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт неисполнения содержащегося в исполнительном листе требования о предоставлении Курочкину В.А. жилого помещения после вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10) предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2               КоАП РФ.

В пункте 16.1 постановления от 20 ноября 2008 года № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

По смыслу приведенных норм отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил либо необходимостью принятия мер, от юридического лица не зависящих.

В апелляционной жалобе администрация ссылается на то, что заявитель предпринял все зависящие от него меры для исполнения решения суда, поэтому его вина во вмененном правонарушении отсутствует.

Так, администрация указывает на отсутствие свободных жилых помещений, соответствующих требованиям исполнительного документа, и отсутствие в бюджете денежных средств на приобретение жилья.

Между тем данные доводы администрации оценивались судом общей юрисдикции при предоставлении отсрочки исполнения решения суда, по итогам такой оценки суд счел возможным предоставить отсрочку исполнения судебного решения на три месяца со дня вступления определения суда в законную силу, признав обоснованными доводы администрации о невозможности выделения помещения в установленный в исполнительном документе срок. Однако и во вновь установленный срок администрация жилое помещение взыскателям не предоставила.

Таким образом, из этого следует, что должник по настоящее время взыскателю варианты жилых помещений, соответствующих условиям судебного решения, не предлагал, однако и альтернативное предложение предоставления жилья или компенсация за него взыскателю в этот период также не предложено.

    При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в данный период администрацией предпринимались меры для получения необходимых средств, связанных с обеспечением жильем гражданина, материалы рассматриваемого дела не содержат.

Более того, отсутствие финансовых средств или иных ресурсов не может служить основанием для непогашения долга по судебному решению.

Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что администрация предприняла все возможные меры для своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Апелляционная инстанция также не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что допущенное им нарушение является малозначительными.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления № 10 разъяснено, что при квалификации

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А44-5721/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также