Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А66-2188/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 декабря 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-2188/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 10 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе        председательствующего Осокиной Н.Н., судей Пестеревой О.Ю. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от общества конкурсного управляющего Дронова О.В., от администрации Шокр Ю.В. по доверенности от 03.12.2014, от Управления по культуре, спорту и делам молодёжи администрации города Твери                 Томшина К.А. по доверенности от 03.12.2014, от Архива директора            Саковской О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 сентября 2014 года по делу № А66-2188/2014 (судья Голубева Л.Ю.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Торговый дом «Связь» (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Новоторжская, дом 24; ОГРН 1026900510108; ИНН 6905074240; далее – ОАО «ТД «Связь», общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717; ИНН 6901000920; далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в фактическом непринятии на хранение архива общества по личному составу в количестве 74 дел за 2001-2012 годы и о возложении обязанности принять архив по личному составу.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены муниципальное казённое учреждение культуры «Тверской городской архив» (далее - Архив), архивный отдел Тверской области (далее - отдел), Управление по культуре, спорту и делам молодёжи администрации города Твери (далее - Управление), государственное казенное учреждение Тверской области «Тверской центр документации новейшей истории» (далее – учреждение).

Решением суда от 03 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Администрация не согласилась с решением суда и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Считает, что не обязана принимать от общества документы по его личному составу. Ссылается на отсутствие условий для хранения документов. Полагает, что документы от общества могут быть приняты  только по заключенному договору за отдельную плату.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.

Управление и архив в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу администрации -  удовлетворить. Поддерживают доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что документы от общества должен принять муниципальный архив.

Отдел отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Учреждение и отдел о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 14.01.2013 по делу № А66-14266/2012 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Дронов Олег Владимирович.

Отделом 27.09.2013 принято решение об определении Архива местом хранения документов по личному составу общества в количестве 74 единиц за 2001-2012 годы в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).

Конкурсный управляющий общества 13.12.2013 обратился к администрации, Архиву и Управлению с заявлением о принятии указанных документов на хранение.

В ответ на данное заявление Управление, администрация и Архив отказали в принятии от общества документов на хранение.

Не согласившись с бездействием администрации, выразившемся в отказе в принятии на хранение документов по личному составу в количестве 74 дел за 2001-2012 годы, ОАО «ТД «Связь» обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.

Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее - Закон № 125-ФЗ).

Пунктом 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.

Муниципальным архивом в Тверской области для передачи документов общества является муниципальное казённое учреждение культуры «Тверской городской архив» (по месту нахождения ликвидируемого общества), государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).

Следовательно, каждый из названных архивов в силу пункта 10 статьи 23 Закона № 125-ФЗ обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.

В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области от 23.12.2005                 № 162-ЗО «Об архивном деле в Тверской области» законодательство Тверской области об архивном деле в Тверской области состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и названным Законом иных нормативных правовых актов Тверской области.

Постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009              № 321-па утвержден Стандарт государственной услуги «Экспертиза ценности документов» (далее - Стандарта государственной услуги «Экспертиза ценности документов»).

Получателем государственной услуги «Экспертиза ценности документов» являются: государственные архивы Тверской области; органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области; государственные унитарные предприятия Тверской области; государственные учреждения Тверской области; муниципальные архивы Тверской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; муниципальные унитарные предприятия Тверской области; муниципальные учреждения Тверской области; организации (независимо от формы собственности), расположенные на территории Тверской области, проходящие процедуру ликвидации; иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками или владельцами архивных документов, местом нахождения или местом жительства которых является Тверская область, заинтересованные в получении настоящей государственной услуги (пункт 1.3.1 Стандарта государственной услуги «Экспертиза ценности документов»).

Пунктом 3.1.8 вышеназванного стандарта предусмотрено, что архивный отдел в рамках предоставления государственной услуги - «Экспертиза ценности документов» принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.

В данном случае администрацией не оспаривается, что общество за все время своего существования не являлось источником комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, документы общества ранее на хранение не поступали ни в государственные, ни в муниципальные архивы Тверской области.

Также решением экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от 27.09.2013 местом хранения документов по личному составу заявителя в количестве 74 дел за 2001-2012 годы определен Архив.

В силу подпункта 22 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию и содержанию муниципального архива.

Ссылка администрации на отсутствие у муниципального архива достаточных площадей для размещения документов обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, поскольку в силу указанной нормы неисполнение данного требования названного Закона не освобождает муниципальные архивы от исполнения обязанности по принятию документов на хранение.

Также согласно Закону № 131-ФЗ органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения. Прием документов по личному составу общества, содержащих информацию, необходимую для подтверждения сведений при назначении пенсий гражданам - жителям города Твери, находится в сфере интересов населения города Твери.

Непринятие на хранение документов влечет за собой невозможность завершения конкурсного производства.

Возможность принятия документов иным учреждением – государственным казенным учреждением Тверской области «Тверской центр документации новейшей истории» не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку место хранения документов определено решением от 27.09.2013, которое не оспорено в установленном порядке и не отменено.

Из устава Тверского городского архива, утвержденного приказом Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 22.12.2011 № 641, следует, что данным учреждением принимаются на хранение документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования «Город Тверь».

Администрация в своей жалобе указывает на то, что документы частных предприятий и учреждений, обществ с ограниченной ответственностью архив может принимать только по договору на возмездной основе. Общество в лице конкурсного управляющего такого договора не заключало.

Вместе с тем апелляционная коллегия считает, что отсутствие соответствующего договора в данном случае не препятствует выполнению обязанности принять от заявителя спорные документы.

Кроме того, доводы подателя жалобы о том, что оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться на возмездной основе, противоречат Закону № 125-ФЗ, который не предусматривает выплату учреждениям архива вознаграждения за хранение.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы администрации.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 02 сентября 2014 года по делу № А66-2188/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу   администрации города Твери - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

О.Ю. Пестерева

В.И. Смирнов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А66-14712/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также